Аналитика


"Новая искренность": Нас ждёт новый 1996-й, 2011-й или "путинский транзитный"?
Экспертное мнение | В России

Одним из феноменов современных медиа стали анонимные Telegram-каналы, и представить без них политическую жизнь уже, кажется, невозможно. Мы решили сделать телеграм-интервью с авторами известного канала "Новая искренность" о сентябрьских выборах и о том, когда ждать транзита путинской власти. Как водится, беседа была анонимной.

Выборы вызывают дежавю. То, какими методами мочат КПРФ, напоминает 1996 год. Растерянность власти от отсутствия опоры в народе чем-то походит и на 2011-2012 годы. Вы видите в этом какие-то аналогии, или наступила совершенно новая реальность?

– Совершенно новая. Появилось новое важное качество кампании, которого не было ни на одних прошлых выборах. Она полностью, до автоматизма управляема и прогнозируема как плохая игрушка-бродилка. У нас 14 партий с думской льготой, которые идут на выборы в ГД. Никто не побежал собирать подписи, никто не "отвалился". Всё строго по задуманному. Никогда не было настолько стерильной повестки и списка кандидатов у оппозиции. Исключение тут – КПРФ, да и то в очень ограниченном формате. И даже за это мочат, хотя ещё в 2011 году такую активность коммунистов в АП считали бы за счастье.

Когда было принято решение конструировать эту новую политическую реальность на выборах-2021? Понятно, что зачистка политического поля стала тут одним из важных эпизодов.

– Это часть философии методологов из АП. Есть конкретная задача – конституционное большинство в ГД под транзит Путина при полностью лояльном меньшинстве. Есть набор инструментов, неограниченный – от злых силовиков до ручных СМИ. Есть набор "побочек" – необходимость легитимности в глазах граждан. Исходя из этого, решается абсолютно конкретная задача без дальнего горизонта планирования. Тем, кто хочет глубоко постигнуть этот образ мысли, – в помощь труды отца методологии Щедровицкого, которыми забита голова Кириенко.

Но есть такое мнение Татьяны Становой, что 2020 год стал конституционным оформлением посткрымской России, где легитимность выстраивается не на базе доверия со стороны общества, а на базе сложившегося у Путина лично понимания его исторических заслуг перед страной. Так ли?

– Насчёт всей политической жизни судить не берусь, а вот насчёт выборов в ГД, опять же, думаю, что нет там высокого полёта государственной мысли. В условном Парагвае местные аналоги Кириенко делали бы то же самое и без маленьких победоносных войн над Конституцией.

Итак, нужно конституционное большинство в ГД под транзит Путина. Значит, после сентября проявятся контуры этого транзита?

– Да, начнётся гонка преемников, вероятно. Как в 2007.

И Шойгу уже в нее включился? Или его включили?..

– Шойгу и его ровесники вряд ли будут преемниками. Это просто нелогично. Рейтинг Путина им уже не переплюнуть, а других мотивов менять одного возрастного политика на другого нет. Будет кто-то моложе. Я бы рассмотрел кандидатом номер один Мишустина.

Неожиданностей по итогам голосования не будет? Опять же, та зачистка поля, которое принято ассоциировать с Навальным, к чему может привести в распределении голосов?

– Думаю, могут максимум удивить столицы и регионы относительно честного подсчёта. Хабаровск, Владивосток, Новосибирск, отчасти Екатеринбург. Да и то вряд ли. Ресурсы слишком несопоставимы, а правила игры слишком дискриминационны.

Что происходит с Жириновским? То он вступается за ЛГБТ, то грозит карами антипрививочникам, то вдруг демонстрирует немощь прыжками в длину. Лидер ЛДПР, как будто, топит сам себя?

– Пиарится, как обычно, перед выборами, просто хватку уже теряет. Возраст и образ жизни сказывается. По моим данным, он уже пару лет как слушает только себя, хотя раньше воспринимал мнения других людей, особенно касательно выборов.

Вам не кажется, что над страной кружит этакий черный политический лебедь? Пандемия, экономическое положение ухудшается, самолеты падают, регионы горят, вакцинация расколола общество… А в сентябре – выборы.

– Пока нет. Всё не так критично. Хотя социологи говорят, что совершенно невозможно предсказать, когда рванет. Нет методики, чтобы это посчитать. Например, волнения в Фергане в 1985 начались из-за тарелки клубники. А расстрел в Новочеркасске не привёл к революции, при том, что для России это классическая завязка переворота.

Как считаете, какие будут замены на "политическом Олимпе" после выборов в Госдуму?

– Традиционно у нас раз в думский цикл меняется внутриполитический блок АП. Сурков-2011, Володин-2016, Кириенко-2021(?). Вероятно, стоит ждать смены министров с новым созывом Думы. Патрушев на выход, может быть, кто-то ещё. Трутнев, например. Руководство ГД перемены тоже затронут. Но масштаб непредсказуем, т.к. мы не знаем судьбу кресла спикера.

Какова главная проблема элит при транзите? Экономика, устойчивость политсистемы, мировоззрение элит или же известное: "есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России"?

– Думаю, последнее, в системе нет даже близко понимания того, как выстраивать балансы без Путина. А некоторым, особенно задвинутым на вторые роли и молодым, очень даже хочется повоевать против всех.