Аналитика


"Газовая атака": цена на газ в Европе перед запуском "Северного потока-2" бьет рекорды
Экономика | В России | За рубежом

Растущий в цене на бирже газ вчера побил рекорды, хотя и ранее многие говорили о том, что так случится, но, видимо, для европейцев это стало сюрпризом. Новости с рынка газа о растущих ценах приходили еще летом, тогда они достигали $342 за тысячу кубометров (и это была наивысшая цена с сентября 2018 года), притом что сам "Газпром" заложил в бюджет на 2021 год среднюю цену для зарубежья в 170 долларов. Вчера же цена на газ в Европе на пике достигала почти $970 за тыс. куб. м, а к закрытию немного опустилась – до $800. Эксперты допускают, что цена газа в Европе еще может достичь $1000 за 1 тыс. куб. м при определенных условиях. Почему так сложилось на рынке и причем здесь "Газпром" и "Северный поток-2", разбиралось Накануне.RU.

Естественно, рост цены на газ в два раза за один месяц насторожил бдительных европейцев, и они начали связывать удорожание со скорым запуском "Северного потока-2", мол, "Газпром" сдерживает поставки через Украину, уменьшил поставки по газопроводу "Ямал" и буквально идет на шантаж, пока проект трубопровода проходит юридическую сертификацию. Более того, игры с ценами на газ перед отопительным сезоном, когда удорожание может почувствовать на себе каждый избиратель, некоторые расценивают как влияние Кремля на выборы в Германии.

Северный поток 2, ЧТПЗ, трубы,(2016)|Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области

Газ в Европу поставляется по долгосрочным контрактам через "Северный поток-1", то есть через недружелюбную Польшу, откровенно враждебную Украину и неопределившуюся Турцию. Прошлая холодная зима в Европе, а также курс на "зеленую" экономику приводят к тому, что европейцы нуждаются в нашем топливе все больше. Странно, но вместо того, чтобы получать газ напрямую через "СП-2", европейские политики ставили палки в колеса российскому проекту все прошлые три года и заставляли продлевать транзитный контракт с Украиной. За что боролись – на то и напоролись, формально "Газпром" выполняет обязательства и "кормит Украину" в тех объемах, о которых договаривались, но в совсем недостаточных, хотя это уже не забота "Газпрома".

"Была холодная зима в Европе, газ в хранилищах снизили до минимума, за лето не смогли хранилища дополнить и заполнить, как это было необходимо. Поэтому сейчас, в преддверии отопительного сезона, цены растут. А почему они растут до таких отметок? Конкуренция с азиатским рынком, Азия тоже предъявляет повышенный спрос на газ, для того, чтобы этот сжиженный газ пошел в Европу, а не в Азию, необходимо поставщикам предложить адекватные цены. Вот уровень около тысячи долларов является самой адекватной ценой", – поясняет Накануне.RU директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Второй немаловажный элемент роста цен на газ – это схема оплаты, на которой настаивали сами европейцы несколько лет назад, речь идет, например, о немецкой "E.On" и французской "Engie", которые через арбитраж заставили российского поставщика привязать механизм ценообразование к спотовым ценам на газ в Европе, отменив нефтяную привязку. Тогда, в 2016 году, Европе это было выгодно, так как спрос на газ упал, а нефть дорожала, что делало "привязку" невыгодной. Экономический кризис привел к резкому проседанию поставок газа, и европейцы не захотели платить штрафы за недобор объемов, они посчитали, что нужно сокращать объем гарантированных поставок, и вот настал момент для "идеального шторма".

"Можно перечислить совокупность факторов, которые формируют идеальный шторм для потребителя в Европе, но происходят на самом деле фундаментальные изменения схемы торговли газом в Европейском союзе, – говорит в беседе с Накануне.RU руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Сознательно отказываясь от системы долгосрочных контрактов, Европейский союз перешел на спотовую схему, которая хороша, когда у тебя всегда профицит газа. Но когда у тебя дефицит газа, это работает против тебя, потому что сама биржевая модель провоцирует панику, и это ралли, которое мы наблюдаем".

Так что сейчас мяч на стороне европейцев, они могут тянуть с сертификацией "Северного потока-2", но если вторая зима подряд будет холодной, то можно получить непредсказуемый итог, считает эксперт.

Европа редко действует себе в убыток, и как когда-то европейцы добились введения ныне невыгодной для себя модели и перехитрили сами себя, так сегодня они явно задействуют все политические механизмы, чтобы сбить цены. Европейский газовый рынок давно управляется с помощью и в интересах той или иной политики, отмечает политолог Максим Жаров: "ЕС настаивает на анбандлинге (разделении в проекте производителя и поставщика), при котором миноритарии North Stream 2 AG могут начать столь же рискованную игру на понижение (например, публично требовать понижения цены поставляемого газа). Да, это будет политическая месть".

Константин Симонов, в свою очередь, считает, что снизить цену будет невозможно, потому что "Газпром" продает газ по коммерческим контрактам, ведет торговлю с коммерческими фирмами, а не продает газ государству. Формула цены четко прописана, причем сами формулы менялись под давлением тех же европейцев и сейчас требовать изменить их довольно глупо, с этим ничего не сделать. Контракты есть и их надо выполнять.

"Конечно, это спекулятивная игра, но спекуляция основана на реальной истории, связанной с тем, что в Европе наблюдается дефицит газа, и вот эта идея, что мы будем убирать "Газпром" с рынка и на его место придет сжиженный газ – она в 21 году не работает", – говорит Константин Симонов.



Елена Рычкова