Аналитика


"ЖКХ вопреки": строительное лобби возьмется за "перестройку"
Общество | В России

Вряд ли кто-то скажет, что в сфере ЖКХ в нашей стране все замечательно – тарифы растут каждый год, порывы в трубах не заканчиваются, в целом инфраструктура изнашивается. Однако, наверное, не все согласятся с тем, что отрасли нужна перестройка. Отчасти, конечно, это связано с самим словом, которое стало почти ругательным – была уже в стране одна "перестройка", и чем она закончилась, все знают. Теперь вот за "перестройку", но в жилищно-коммунальной сфере, решил взяться вице-премьер Марат Хуснуллин. Он уверен, что без этого процесса не удастся достигнуть показателей нацпроекта "Жилье и городская среда" в один миллиард квадратных метров и повышения качества городской среды в полтора раза. Поэтому до конца этого года будет подготовлена концепция перестройки ЖКХ.

Примечательно, что озвученные приоритеты, как обычно бывает в таких случаях, бьют по больным местам, но не дают ответа на вопрос "а что вам раньше мешало?".

"Сейчас надо определиться с дальнейшей программой расселения аварийного жилья. Нужны новые подходы, ведь из года в год площадь аварийного жилья в стране растет. При этом обязательно нужно решить, что мы будем делать с ветхим жильем. Надо понять, какое жилье нужно капитально ремонтировать, какое — реконструировать, а какое — сносить", — уточнил зампред правительства. "Мы должны решить, что будем делать с изношенными на 60% сетями — водопроводами, теплосетями. Нельзя же новостройки вешать на дырявые сети", – сказал вице-премьер.

Но тут же возникают и новые вопросы: а если бы не новостройки, то и за сети никто бы не взялся? А как эту "перестройку" переживут новые "города Шойгу", которые так широко рекламировались до выборов в Госдуму? Что в итоге сулит "хуснуллизация" ЖКХ? На эти и другие вопросы в беседе с Накануне.RU ответил эксперт тематической площадки ОНФ "Жилье и городская среда" Павел Склянчук.

Коллаж, Марат Хуснуллин, реновация(2020)|Фото: Накануне.RU

– Возможна ли в принципе такая "перестройка" и не слишком ли много обещает вице-премьер Хуснуллин?

Павел Склянчук(2021)|Фото: vk.com/rolanbart– Марат Хуснуллин – это вице-премьер, который специализируется прежде всего на вопросах строительства, и его предыдущий опыт работы говорит, что он представитель именно отрасли строительной, а не ЖКХ. Поэтому он смотрит на вопросы и проблематику сферы коммунального хозяйства сквозь призму возведения и строительства нового жилья. Очевидно, что он подошел как управленец со стороны правительства к моменту, когда дальнейшее наращивание объемов строительства упирается в то, что инженерная инфраструктура в российских городах не позволяет увеличить темп. Есть такая формула, что нельзя новые дома ставить на старые инженерные сети, иначе будет перегрузка и не хватит мощностей, связанных с выработкой электроэнергии, водоснабжения.

Собственно, тематика подключения новостроек к инженерным коммуникациям является пограничной и самой проблемной между двумя отраслями – между застройщиками и коммунальщиками. Одни говорят, что стоимость квадратного метра и его дороговизна во многом обусловлены именно стоимостью подключения к этим сетям. То есть возведение самой бетонной конструкции не так дорого стоит, как согласование документации по подведению всех коммуникаций.

А с другой стороны, коммунальщики, конечно, сопротивляются бесконтрольной передаче на их обслуживание новых сетей, которые иногда бывают и сомнительного качества, не обеспечены дальнейшей модернизацией тех же котельных или систем водоочистки.

– В данном случае строительное лобби входит на территорию проблемного ЖКХ?

– Типичная ситуация – когда на окраине города, в поле строится жилой квартал, а затем начинаются попытки через муниципалитет подвести скорее сети, чтобы сдать дома в эксплуатацию. А коммунальщики говорят – подождите, вы построили, но мощностей не хватит, чтобы еще тысячу человек обеспечить бесперебойно водой. То есть это пограничное состояние, при котором одного без другого не бывает. Не бывает строительства без решения проблем ЖКХ. Собственно, конечная цель систем жизнеобеспечения направлена на бесперебойную поставку качественных коммунальных ресурсов в дома.

Поэтому понятно, что Хуснуллин сделал все возможное для поддержки стройкомплекса. Приняты беспрецедентные программы по стимулированию спроса различных программ льготных ипотек, ведется системная работа через Минстрой по контролю за промышленностью, за строительными материалами. И третий фланг поддержки именно строительного комплекса заключается в том, что надо что-то делать с системами ЖКХ, чтобы можно было строить больше.

жилье, строительство жилья, переселение граждан(2021)|Фото: пресс-служба администрации Сургутского района

– Что касается "миллиарда квадратных метров" – такой показатель реален?

– Президент поставил задачу по ежегодному вводу не менее 120 млн квадратных метров, а Марат Хуснуллин сложил эти показатели в масштабе до 2030 года. И вот у него получилась цель – 1 миллиард накопленным итогом. Не в год будем один миллиард строить, конечно, но как бы накапливать итог.

Но там есть еще одна важная цифра – она касается обеспеченности квадратными метрами в расчете на одного человека. Это международный показатель – в Европе, во Франции, в Германии он свыше 36 кв. метров на одного жителя страны. В России этот показатель гораздо меньше – порядка 24-26 кв. метров. И как раз с целью увеличить чисто метражность всего объема жилья в расчете на одного человека были выведены такие цели.

– Что касается аварийного жилья и расселения – проблема стоит давно, почему взялись только сейчас?

– Это касается комплексного развития территорий, закон о всероссийской реновации также был принят при политической поддержке Хуснуллина – он его активно продвигал, Дума затем его приняла. И как раз одним из условий реализации этого закона является волнообразное расселение ветхого и аварийного жилья. То есть сегодня расселение и программа по сносу аварийного жилья действует достаточно точечно. Стоят два одинаковых полуразрушенных дома – один признан аварийным, и его уже надо сносить, а второй – только через 5 лет. И для застройщика это создает определенную сложность по вовлечению в оборот земельных участков для строительства. Площадь земли, на которой можно спроектировать комбинированную застройку (часть жилая, часть коммерческая), достаточно узкая – небольшой клочок земли, на котором можно построить только небольшую пятиэтажку, например. А если это масштабировать, то, конечно, привлекательность и экономика участка в городской черте резко увеличивается.

Поэтому тут на первом месте стоят задачи по развитию строительного комплекса – они всегда испытывают дефицит земельных участков.

– Изношенность сетей – тоже мешает застройке?

– Действительно, у нас проблема износа сетей глобальная, и она носит "догоняющий" характер. Износ с каждым годом увеличивается, несмотря на инвестиционные программы коммунальщиков, несмотря на концессии, которые заключаются с участием инвесторов, и на те средства, которые выделяются из бюджета – а в этом году это 150 млрд из ФНБ, плюс выпуск облигаций со стороны ВЭБа, и непосредственно из бюджета заложено на конкурсной основе 500 млрд регионам для того, чтобы они могли подготовить проекты на замену изношенных коммунальных сетей.

Но даже все это в совокупности не позволяет говорить о сокращении этого износа. Это исторически накопленная проблема, и люди не видят, как меняется качество коммунальных услуг, повышается ли чистота воды, уменьшается ли количество аварий на теплосетях. Если заменили теплосеть, то должны уменьшиться энергопотери, а из-за этого должны уменьшиться тарифы для конечного потребителя. Но как-то этого не происходит, и складывается ощущение, что закапываются большие деньги в замену коммунальных сетей, и отдачи нет. Поэтому должны быть какие-то дополнительные решения именно по сокращению износа, чтобы он уменьшался постепенно, хоть небольшими показателями, но он должен уменьшаться. А у нас, к сожалению, он только растет.

Из года в год муниципалитеты занимают позицию, у кого больше изношены сети. Это даже похоже на соревнование. И делается для того, чтобы привлечь внимание федерального центра и получить хоть какое-то финансирование в местный бюджет. То есть чем хуже – тем лучше. Тем выше вероятность получить финансирование.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

– Получается, в каком-то смысле даже выгодно держать сети изношенными?

– Недавно Минстрой запрашивал цифры по износам, регионы дали эти цифры, но теперь возникла необходимость эти показатели проверить на основании технического аудита. То есть они взяли просто нормативный износ, например, срок службы у трубы 25 лет, но по факту с трубой может ничего не произойти, и она пролежит еще лет 10. А бывает наоборот, что труба деформировалась и уже вся в заплатках, пусть только 15 лет назад проложена. Хотя большинство труб у нас чугунные, поэтому у них срок службы по 40-50 лет, тут все держится на прочности металла.

– Метафора "перестройки" у Хуснуллина удачная, на ваш взгляд?

– Это удачная метафора с перестройкой, потому что до этого все время говорили о донастройке ЖКХ – со стороны правительства декларировалось, что в целом реформа ЖКХ, которая когда-то началась, ее надо уже остановить и сказать, что все основные решения были приняты. Действительно, все, что можно было изменить с точки зрения регуляторики, уже было сделано, и последние годы законодательство менялось очень точечно – то одна поправка в Жилищный кодекс, то другая. А сейчас Хуснуллин говорит, что реформа ЖКХ не закончилась, и нужно посмотреть на эту сферу, отрасль в целом, с позиции глобальных перемен. Поэтому перестройка ЖКХ должна прийти на смену донастройке и стать частью официальной политики.

В этом есть накопленные ожидания со стороны общества – кажется, сумели обуздать неконтролируемый рост тарифов, но все равно этот рост происходит. И конечно, у людей теперь ожидания по улучшению качества коммунальных услуг, удешевлению их стоимости, и для этого нужна перестройка системы отношений внутри сферы, чтобы этого добиться. Конечно, тут и политическое заявление есть, но и нельзя обвинить Хуснуллина, что он ничего не делает. Он уверенно подходит к проблеме, лоббирует и строительную отрасль, и теперь ЖКХ.

В конечном счете это все касается обновления российских городов.

коллаж, Шойгу, Сибирь, новостройка(2021)|Фото: Накануне.RU

– Складывается впечатление, что за проблемы ЖКХ и простых граждан никто бы и не взялся, если бы застройщики не столкнулись с проблемами изношенности сетей, малого количества площадей для возведения…

– Много лет уже говорят, что ЖКХ всегда будет проблемной отраслью, и нельзя будет сказать, что мы с этой отраслью все решили.

Это такая черная дыра, куда сколько ни вливай средств – будет мало. И счет идет на половину ВВП страны. То есть надо половину ВВП направить на это, чтобы привести в нормативное состояние, не говоря уже про города будущего и прочее.

Поэтому драйвером очередного захода на сферу ЖКХ является, безусловно, строительный комплекс. И поэтому да – если бы это не требовалось для строительства новых домов (а сектор стройкомплекса рассматривается как драйвер экономики), то ЖКХ так и стояло бы на месте, оставалось бы той отраслью, где нет высокой прибыльности, нет быстрых денег. Но ЖКХ – это больше не про экономику, а про социальную политику, все что связано с тарифами и прочим.

Но никто, кроме государства, не сможет эту сферу модернизировать. Кажется, что застройщики таким образом могут эту проблему сдвинуть с мертвой точки, но к ним тоже есть вопросы. У застройщиков позиция какая: построили – сдали. А дальше этим занимается или город, или сами собственники. А к ним есть вопросы по качеству строек, тут тоже можно отметить, что они тоже должны осознавать свою ответственность за весь цикл жизни здания, а то строятся дома иногда из некачественных материалов, с тонкими стенами, есть дома, которые уже через 10 лет признаются аварийными. Например, для переселенцев из аварийного жилья или для детей-сирот строятся по госзаказу совсем "картонные" домики. В общем, тут к ним тоже есть вопросы.

Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.



Евгений Рычков