Аналитика


Россию превращают в хоспис с большой заначкой "на будущее"
Экономика | В России

Совет ТПП по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России накануне провел заседание, участники которого обсудили новую Стратегию национальной безопасности страны. И хотя сам факт существования такой стратегии – положительный сигнал, но все заявленные в ней постулаты, пусть даже самые правильные и "революционные", не подкреплены реальными механизмами реализации, констатировали эксперты. И хуже всего то, что стратегию эту прописали как будто "демографическому и экономическому хоспису", в который превращается страна. Подробности – в материале Накануне.RU.

Указ президента РФ "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" был подписан еще 2 июля – в этом базовом документе стратегического планирования определены долгосрочные приоритеты страны во многих сферах жизни. Открывая заседание, председатель профильного Совета ТПП РФ Константин Бабкин отметил, что само появление стратегии – важный факт, который должен вдохновлять, однако в целом документ оставляет "двойственное впечатление" из-за его расхождения с реальным положением дел.

Среди новых и даже "революционных" постулатов эксперты выделяют серьезное внимание теме сбережения народа (эту задачу ставят выше обороны страны), развитию человеческого потенциала, решению экологических проблем, защите традиционных культурных ценностей и русского языка, декларацию курса на построение независимой экономики, перевод ее на новую технологическую основу.

Заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России(2021)|Фото: me-forum.ru

Заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России(2021)|Фото: me-forum.ru

Как обеспечить экономическую безопасность?

При этом, по мнению участников дискуссии, многие из этих постулатов находятся в противоречии с современной политикой российского правительства.

"Ничего не говорится про необходимость снижения налогов, возврата денег, выведенных из страны. Как известно, резервные фонды сегодня достигают почти 18 триллионов рублей, за август эта цифра увеличилась еще на 250 миллиардов рублей. В стратегии отмечается, что накопление резервов – положительный факт, который укрепляет нашу безопасность. У меня не укладывается в голове, как вывод денег из страны в огромных количествах, вложение их в экономики других стран, которые зачастую проводят курс на сдерживание России, укрепляет нашу безопасность?" – отметил Константин Бабкин.

Не упомянуто в стратегии и про экспортные пошлины, дешевые ресурсы на внутреннем рынке, про изменение модели денежно-кредитной политики, подчеркнул глава Совета.

Продолжил тему депутат Госдумы, экономист Михаил Делягин: "Очень хорошо, что наши структуры, которые занимаются государственной и общественной безопасностью, осознали, что безопасность касается не только ловли преступников, но и всего остального в прямом смысле слова. Хорошо, что начали про это разговаривать. Надеюсь, что они поймут, что им нужно вмешиваться в соответствующие процессы, потому что иначе деструктивные силы, которые разрушают нашу страну с 1987 года, будут продолжать это делать дальше. И гордиться нам с каждым годом будет все меньше чем".

Заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России(2021)|Фото: me-forum.ru

Он, в частности, отметил, что в стратегии нужно зафиксировать требование ограничения финансовых спекуляций – "фундаментальное положение для всех экономик, которые находятся на уровне зрелости финансовой системы России".

"Критерий экономического суверенитета – это эмиссия денег по потребностям своей экономики. Если в сегодняшней ситуации мы просто сделаем дешевый кредит, как в 1992 году, эти деньги уйдут на валютный рынок, устроят там разные процессы, и в реальном секторе в лучшем случае мало что останется, а в худшем – будет финансовая катастрофа", – считает он. Без такой меры шанса на комплексное развитие у страны нет, убежден Делягин.

Использование денег из резервного фонда могло бы стать одной из действенных мер обеспечения экономической безопасности страны, но вместо этого власти "накапливают кубышку". Как итог – деньги не работают на российскую экономику, что блокирует какое-либо развитие. Об этом говорили многие участники заседания.

"Угроза национальной безопасности – замораживание денег в резервных фондах. 17,9 триллионов рублей – это годовой бюджет России по доходам. Он заморожен, это деньги не для России. На прошлой неделе правительство утвердило бюджет на 2022-2024 годы. Развитие в этом бюджете не предусматривается – темпы роста более чем слабенькие. В бюджете также не предусматривается развитие – 7 триллионов рублей будет заморожено еще за три года. Разве эти деньги не должны служить стране, и где здесь безопасность нашей страны, когда развитие блокируется?" – упомянул Делягин.

С ним согласился и глава Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, член генерального совета "Партии Дела" Владимир Гамза. Он подчеркнул, что официально учитываемая денежная масса в России в рублях и иностранной валюте сегодня составляет 127,5 трлн руб. Для сравнения: в настоящее время в качестве инвестиций "работают" только 20 трлн руб. в год. "Не понимаю, для чего мы накапливаем этот ресурс. Это свободные деньги в экономике, которые можно использовать для инвестиций", – отметил он. А для того, чтобы эта "кубышка" при "распаковке" не ушла на рынок валютных спекуляций и в зарубежные офшоры, необходимо создавать институт инвестиционных банков, убежден эксперт.

Заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России(2021)|Фото: me-forum.ru

В новой редакции Стратегии национальной безопасности утвержден "старый" курс в реализации денежно-кредитной политики. В документе провозглашены прежние "идолы" монетаристской идеологии – сохранение макроэкономической устойчивости за счет сдерживания инфляции на низком уровне. При этом про доступность кредитования, необходимого для развития промышленности и роста покупательской активности, не упомянуто.

"В стратегии говорится, что надо не увеличивать доступность кредитования, а бороться с рисками, связанными лишь с тем, что люди наберут наберут много долгов. Между строк читаю, что политика Центробанка будет проводиться прежняя, жесткая, тормозящая развитие экономики, кредиты будут дороги и малодоступны для предприятий и граждан", – указал в свою очередь Константин Бабкин.

Этот тезис поддержал и экономист, академик РАН Сергей Глазьев. По его мнению, без смены политики денежных властей "ничего сделать не получится". "По прогнозам Вольного экономического общества, в следующем году нас ожидает просадка [в темпах роста ВВП] в 1,5-2% только по причине денежно-кредитной политики, которая совершенно не адекватна и не позволяет нашей экономике развиваться на уровне, сопоставимом со среднемировым. Мы все больше и больше отстаем", – выразил мнение эксперт.

Говоря о положениях стратегии в целом, Глазьев отметил, что документ "очень далек от реальной жизни" и ничем принципиально не отличается от стратегии шестилетней давности. "Ни одна из стратегических целей, декларируемых прежней стратегией, не реализована. Ни качество жизни, ни материальные потребности, ни снижение неравенства, ни высокоэффективные рабочие места, ни рост оплаты труда. Все это позорно провалено, и никаких выводов из этого в новой стратегии не сделано. Хотя цели там в общем-то правильные, но они неконкретные. Начиная от новой технологической основы до воспитания детей – все эти декларации никак в реальной экономической политике не реализуются", – подчеркнул экономист.

По мнению Глазьева, страна может развиваться в два-три раза быстрее, если будет взят курс на принципиально новую экономическую политику и сбалансированное стратегическое планирование.

Сырьевая зависимость – тоже угроза нацбезопасности

Руководитель фракции "Справедливая Россия" в Госдуме Сергей Миронов в свою очередь заявил, что "цели стратегии национальной безопасности не могут быть достигнуты без проведения последовательной промышленной политики". Уход от сырьевой зависимости входит в число приоритетов стратегии, но в ней ничего не сказано о регулировании тарифов естественных монополий, цен на нефтепродукты, а именно они, по мнению депутата, разгоняют инфляцию и "подрывают устойчивость" социально-экономической ситуации в стране.

Заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России(2021)|Фото: me-forum.ru

Президент Ассоциации "Станкоинструмент", член генерального совета "Партии Дела" Георгий Самодуров также подчеркнул, что законы о промышленной политике и о стратегическом планировании, которые должны служить базой для динамики развития реального сектора, сегодня работают очень слабо. Кроме того, новая стратегия национальной безопасности не гармонизирована с отраслевыми документами планирования.

"Станкостроение – это отрасль, которая должна обеспечивать технологическую безопасность страны. Если национальная стратегия при разработке данного документа не опирается на стратегию станкоинструментальной отрасли, то как мы можем говорить о достижении тех результатов, которые прописаны в целях? Сегодня это практически два разных документа, которые между собой никак не скоординированы. Чего ждать? В этих условиях результат будет тот же самый, что и у стратегии 2015 года", – заметил он.

Народосбережение в "хосписе"

Отдельное внимание в ходе обсуждения уделили и положению про "сбережение народа". Председатель набсовета Института демографии, миграции и регионального развития, член федерального совета "Партии Дела" Юрий Крупнов сравнил эту задачу со стратегией для "хосписа". Постановка такого приоритета, по его мнению, выглядит нелепо в стране, где население не только не растет, но и вымирает.

"Сегодня консенсус заключается не в хороших словах, которые сейчас как бальзам на душу... Сегодня вопрос идет о национальных целях развития – это значит в 5-7 раз улучшение жизни нашего населения за счет того, что нам нужно в 10-20 раз лучше развивать нашу промышленность. Другого пути нет. И для этого создавать новые национальные индустрии, которые производят планетарную продукцию", – считает эксперт. В противном случае мы окажемся в ситуации "продолжения жизни в хосписе, которая до добра не доведет".

В свою очередь генеральный директор Института проблем энергетики, член генерального совета "Партии Дела" Булат Нигматулин подкрепил этот тезис демографическими показателями. "Ближайшие десять лет страна будет терять численность населения в 0,5 млн человек [в год]. Кто у нас на острие? Женщины активного детородного возраста – 20-34 года, 80% детей они рожают. И если в 2013-2014 годах их было 17,5 миллионов, то в 2027 году их будет только 10,5 миллионов", – сказал он. Таким образом падение рождаемости и сверхсмертность (почти худшие показатели в Европе) создают серьезную угрозу национальной безопасности.

Заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России(2021)|Фото: me-forum.ru

Достичь заявленных в стратегии целей будет сложно и исходя из нынешних перспектив экономического роста. Если в 1970-1980-х гг. средний годовой ВВП СССР составлял 4,5%, пока весь мир развивался темпами меньше 4%, то в течение последних 10 лет рост – около 0,7% в год, указал Нигматулин.

"Мы должны четко понимать, что развал СССР – тот ресурс, высвободившийся от великой советской хозяйственной системы, которую наши отцы и дети построили, благодаря которому мировая финансовая экономическая система просуществовала дополнительные эти 30 лет. Нашу страну использовали как дойную корову, как мясо-молочный ресурс. Бедность – результат полного слома всей хозяйственной системы", – согласился Юрий Крупнов.

Заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России(2021)|Фото: me-forum.ru

Стратегия есть, а воли нет?

Участники дискуссии сошлись во мнении, что новая стратегия хоть и высвечивает важные проблемы, но сохраняет недостатки предыдущего документа.

"Народ положительно оценивает само существование такой стратегии и то, что безопасность в ней рассматривается как комплексный вопрос. Говорится про экологию, сбережение традиций, угрозу демографической деградации, большое внимание уделено экономике. Но на этом положительные оценки заканчиваются. Заявленные постулаты – об уходе от сырьевой и технологической зависимости – все эти светлые вещи не подкреплены реальными мерами реализации", – сказал председатель Совета ТПП Константин Бабкин в беседе с Накануне.RU, добавив, что в стратегии декларируется неудовлетворенность современной ситуацией, но нет воли ее изменить.

Примечательно, что в этот же день глава государства Владимир Путин обсудил с Советом безопасности пути совершенствования системы стратегического планирования. Он отметил, что сложившаяся практика пока не обеспечивает комплексного подхода в стратегическом планировании, что России нужна сбалансированная, единая и целостная система долгосрочного планирования, и развивать ее нужно на качественно новой основе. Найдут ли отражение предложения Совета ТПП в таком подходе, пока неясно. По итогам встречи будет сформирован проект решения, который будет направлен в адрес профильных министерств.

Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.



Евгения Сергеева