Аналитика


Жителям Екатеринбурга незаметно "навязывают" страховку при оплате коммуналки
Общество | Свердловская область | В России

Жители Екатеринбурга массово жалуются на "навязывание" дополнительных услуг при оплате счетов за ЖКХ. Как выяснилось, "ЕРЦ" начал автоматически включать в онлайн-сервисы строку за страхование жилья в размере 140 руб. Зачастую потребители могут не заметить новых условий и заплатить страховую премию в составе общего платежа. Примечательно, что страховка выдается только на месяц, что может привести к регулярному нежелательному приобретению полиса. Специалисты в сфере защиты прав потребителей считают такой подход некорректным и призывают обращаться в надзорные органы. Вместе с тем, по нашим подсчетам, суммы "случайных" покупок при использовании сервисов "ЕРЦ" могут исчисляться десятками миллионов рублей. Подробности – в материале Накануне.RU.

В платежных квитанциях сервиса "Фрисби", который аффилирован с "Единым расчетным центром", появилась графа "страхование жилья". Сумма предлагается к оплате автоматически при попытке пополнить счет за ЖКУ на сайте платежной системы и отражается как задолженность.

Как сообщили Накануне.RU в колл-центре "Фрисби", платеж необязательный, и чтобы убрать его из счета, необходимо просто вручную снять галочку.

"Услуга страхования предлагается по всем квитанциям ЕРЦ. Вы можете снять галочку, и тогда она станет неактивной. Если у вас есть личный кабинет "Фрисби", вы можете перенести услугу в архив, после чего она будет удалена из личного кабинета", – рассказал корреспонденту издания оператор колл-центра.

страхование жилья в квитанции(2021)|Фото: Накануне.RU

В официальном сообщении "Фрисби", размещенном на сайте организации, указывается, что "сервис" был введен в августе якобы в целях удобства клиентов, так как в летнее время растет количество квартирных краж.

"Для клиентов, оплачивающих ЖКУ через "Фрисби24", мы внедрили дополнительный сервис – страхование жилья на месяц. Мы постарались максимально упростить процесс оплаты страховки. Специально оформлять ничего не потребуется, нужно включить страховку в процессе оплаты ЖКУ и после завершения платежа на вашу почту поступит страховой полис. Важно: срок действия договора страхования 1 календарный месяц, действует с 1-го числа месяца, следующего за оплатой", – говорится на сайте компании.

Однако, невнимательный абонент легко может не заметить сумму в 140 руб. в общем платеже и по привычке не снять выбор с услуги страхования, купив таким образом страховой полис. Накануне.RU обратилось с заявлением в Свердловское УФАС с просьбой провести проверку и дать оценку законности действий платежного агента.

Эксперт в сфере антимонопольного регулирования Ирина Гагарина отметила, что, с точки зрения УФАС, ситуация может быть разобрана как навязывание услуг платежным агентом через доминирующие положение на рынке. С точки зрения прав потребителей, к рассмотрению проблемы может подключиться Роспортебнадзор.

Директор МБУ "Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей" Янина Голубева рассказала Накануне.RU, что пока жалобы на действия "ЕРЦ" не поступали. Вместе с тем, она добавила, что считает такую схему работы некорректной.

"Сама система оказания или отказа от услуг путем добавления или, наоборот, снятия каких-либо "галочек" неправильная и мы выступаем против такого подхода. Потребитель должен понимать, что он покупает. В противном случае это может быть расценено как ненадлежащее информирование об услуге. Потребители, привыкшие оплачивать ЖКУ в личном кабинете, теряют бдительность и не обращают внимание на новые условия. Теоретически, такие платежи можно оспорить, но нужно более детально разобраться в ситуации", – считает Янина Голубева.

Сервис "Фрисби", как и ООО "ЕРЦ", по данным системы "Контур.Фокус", принадлежит АО "Биллинговые системы и технологии", сведений о ее учредителях в ЕГРЮЛ нет. Однако собеседники издания на рынке коммунальных услуг называют вероятным конечным бенефициаром "ЕРЦ" и "Фрисби" Евгения Диомидова, который руководит АО "Биллинговые системы и технологии". Структуры Диомидова, по имеющимся данным за 2020 год, суммарно принесли чистую прибыль в 290 млн руб.

По данным самого сервиса, системой пользуются более 648 тыс. абонентов. При условии, если каждый из них "случайно" купит страховой полис, страховая компания получит 90,7 млн руб. за один месяц, часть из которых, вероятно, уйдет на оплату комиссии биллинговой компании.



Евгений Иванов