Аналитика


Взлом Facebook – начало "интернет-апокалипсиса"?
Общество | В России | За рубежом

В связи со взломом "Фейсбука" и появлением в даркнете данных 1,5 млрд его пользователей нельзя не вспомнить недавние утверждения мыслителей о том, что в мире идет процесс первоначального накопления "прибавочного поведенческого продукта".

Шушана Зубофф пишет про "эпоху надзорного капитализма", имея в виду, что это контроль не над средствами производства, а над средствами модификации потребления. То есть главный фактор, который отчуждается, – это поведение.

Google, как считает она, изобрел надзорный капитализм так же, как в начале XX века компания General Electric изобрела менеджериальный капитализм и массовое производство. Ну, и вместе с Google – это Microsoft, Facebook и так далее. Но продукты "надзорного капитализма" не являются продуктами стоимостного обмена, что характерно для капитализма. Они не создают конструктивные отношения "производитель – потребитель", они упаковывают наше поведение, привычки и опыт. Человек как бы становится "сырьем".

И этот "надзорный капитал" знает о нас все, а мы о нем практически ничего. Историк Андрей Фурсов поясняет, что слово "капитал" тут используется условно, потому что капитал – это овеществленный труд, который реализует себя как самовозрастающая стоимость. Если речь идет о контроле над социальным поведением посредством того, какие у тебя потребности, сколько ты кликаешь – и это фиксируется, – это уже не капитализм. "Здесь уже объектом присвоения является сам человек", – говорит Фурсов.

"В 2004 году гугловский Gmail начал сканировать личную переписку в целях использования ее для рекламы. В 2007 году "Фейсбук" запустил проект "Бикон" как новый способ социального распространения информации. На самом деле он позволил рекламщикам "Фейсбука" отслеживать пользователей, раскрывая их покупки без их разрешения. В 2010 году Марк Цукерберг заявил: приватность более не является нормой. То есть возник новый вид экономической власти, но за этим следует и политическая власть. Зубофф говорит, что citizens превратились в netizens – жителей сети. А они лишены права на приватность. Как только вы вошли в сеть, с вашей приватностью закончено", – поясняет Фурсов.

Поведение в такой системе становится прибавочным продуктом. То есть человек отчуждается в целом как потребляющий индивид. Его обволакивают "паутиной потребленческой информации".

И вот паутина потребленческой информации, вроде бы, случайно и непреднамеренно попала на черный рынок и стоит там недешево. "Первоначальное накопление некапиталистических активов" вдруг обернулось неслыханной доселе распродажей. А сотрудники Facebook даже не могут попасть в офис, так как у них не работают электронные пропуска. Выглядит как начало интернет-апокалипсиса. Хотя наутро объявят, что всё восстановлено, ничего страшного не произошло.

Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.



Федор Мелехов