Аналитика


Андрей Коновал: Духовное - это хорошо, но и штат медиков нужен
Экспертное мнение | В России

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила, что в стране необходимо развивать институт больничных капелланов с учётом передового зарубежного опыта. "Сейчас благодаря усилиям Министерства здравоохранения России, Синодального отдела по благотворительности и при поддержке Министерства труда и социальной защиты России ведется работа по развитию больничного служения", — приводит высказывание Голиковой ТАСС. Вице-премьер считает, что правительство России одной из основных задач ставит создание всех необходимых условий для того, чтобы душевное состояние больного способствовало исцелению его недугов. Стоит заметить, что священники в том или ином виде работают при больницах уже давно. В условиях пандемии здравоохранение испытывает немало проблем, но является ли нехватка больничных служителей столь важной, чтобы правительство уделяло этому особое внимание? Своим мнением по этому поводу с Накануне.RU поделился председатель профсоюза медиков "Действие" Андрей Коновал:

— Я не вижу какого-то особого криминала, каких-то принципиальных аргументов против, если при этом будут соблюдаться санитарно-медицинские нормы. По-разному можно относиться к религии, но для многих людей это очень существенная часть их мировоззрения. Особенно, если речь идёт о тяжёлых больных, в этом, с моей точки зрения, нет ничего плохого и это можно даже одобрить.

Другое дело, что есть гораздо более существенные проблемы ухода за тяжёлыми пациентами, которые не решаются Минздравом, и в каком-то смысле эти проблемы с молчаливого согласия Минздрава были спровоцированы.

У нас с 2013 года и по настоящее время сокращено порядка 400 тысяч человек младшего медицинского персонала, которые по большей части переведены в уборщицы. Это прежде всего санитарки и младшие медицинские сёстры. Сокращали их для того, чтобы сэкономить на зарплатах, чтобы не повышать им зарплаты в соответствии с майским указом президента и сейчас у нас уход за пациентами нередко совершают как раз люди, официально являющиеся уборщицами. В любом случае, у нас очень мало таких сотрудников, неважно какой статус они носят — уборщицы, или младшей медицинской сестры, или санитарки. У нас люди могут часами лежать в экскрементах, их некому перевернуть, им некому помочь дойти до туалета. Такой надлежащий уход отсутствует, и я не вижу никакого серьёзного прогресса в отношении Минздрава к этой проблеме.

Более того, в некоторых случаях сокращения продолжаются, например, мы недавно занимались проблемой сокращения младшего медицинского персонала в Коломенском перинатальном центре, который с помпой открывался, если не ошибаюсь, в 2017 г. С тех пор там вместо 56 ставок младших медсестёр осталось 25, занятых 20-ю медсёстрами, но и этого, видимо, оказалось недостаточно главному врачу и она летом издала приказ, что с 1 октября все 20 медсестёр, которые там есть, должны перейти на ставки уборщиц служебных помещений, или уволиться, или уйти на другие вспомогательные должности.

Мы берём порядки оказания медицинской помощи по акушерству и гинекологии и видим, что там сейчас 25 ставок, а должно быть 100. Там у них одна младшая медсестра на восемь постов, она по трём отделениям бегает. А санитарок нет ни одной и их функции фактически исполняет клининг — там мигрантки в основном, без соответствующего обучения, которые поставляются на условиях аутсорсинга иной конторой, не больничной.

Духовное — это прекрасно, но есть и понимание, что основные функции по полноценному физиологическому уходу должен осуществлять младший медперсонал, а его практически нет.

Уход не должен работать как конвейер, люди же — не бараньи туши и не болванки. К каждому человеку нужен определённый подход, какое-то внимание. Мы даже в магазине хотим, чтобы нам кассирша улыбалась. Хотя что нам эта кассирша — отбила чек и вперёд. А тут и деликатность нужна, и внимание, чтобы боль не причинить.

Соответственно, сотрудники, которые этим занимаются, не должны носиться, как угорелые. У них должно быть время, которое они могут уделить каждому пациенту. Нужен штат, тогда и психологическое состояние будет лучше. А Минздрав должен не только религиозно-духовными вещами озаботиться, но и более приземлёнными вещами, которые, на самом деле, связаны и с психологическими позициями тоже.