Аналитика


Еще не аварийное, но уже ветхое. Зачем Минстрой ввел понятие "ограниченно годных" домов?
Общество | В России

Министерство строительства установило порядок признания многоквартирных домов ограниченно работоспособными. После экспертизы такой статус получат здания с дефектами, кренами и повреждениями несущей конструкции, которые не могут привести к внезапному обрушению. За домами установят постоянный мониторинг либо укрепят несущие конструкции. Выгодно ли спасать ветхие дома и хватит ли на это фонда капремонта, читайте в материале Накануне.RU.

"Основанием признания многоквартирных домов находящимися в ограниченно работоспособном состоянии является установленное [специализированной организацией] техническое состояние строительной конструкции или многоквартирного дома в целом, включая состояние грунтов основания, при котором имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, при которой отсутствует опасность внезапного разрушения", — говорится в новом приказе Минстроя.

Проживание в таких домах возможно при контроле за его состоянием либо усилении конструкции, уточняет документ.

Установить, что дом является ограниченно пригодным, можно будет после решения региональной межведомственной комиссии. Перед этим собственники жилья или власти должны заказать экспертизу у специализированных организаций, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на обследование оснований зданий и строительных конструкций.

Признание домов ограниченно годными не имеет никакого отношения к взносам за капремонт, пояснила зампред комитета Государственной думы РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева.

По ее словам, приказ Минстроя возник вслед за законом о комплексном развитии территорий (КРТ).

"Территория под КРТ определяется в случае, если на ней расположены аварийные дома — дома, капитальный ремонт которых превышает стоимость сноса, в том числе ограниченно пригодные, ветхие дома", — сказала депутат на пресс-конференции в ОСН.

До этого приказа понятие "ветхие дома" было скорее литературным, чем юридическим.

"Это означало дома с высокой степенью износа, но как их определить — такой процедуры не существовало. Чтобы конкретизировать эту норму закона, Минстрой утвердил приказ, в нем есть процедура признания домов ограниченно годными – ветхими", — пояснила Светлана Разворотнева.

Процедура признания домов ограниченно работоспособными подобна процедуре признания домов аварийными. Однако как содержать такие дома, пока непонятно, заметила депутат.

"Для целей КРТ эта процедура, наверное, сработает (при КРТ ветхое жилье сносят, чтобы построить новое, — прим. ред). С такими домами много проблем и вопросов. Как их содержать? Содержание таких домов обходится дороже, чем новых. Люди там живут не самые богатые. Взносы на содержание увеличивать нереально, люди не заплатят. Что делать с такими домами, как их поддерживать чтобы они не скатились в аварийность в течение короткого времени?" — задаётся вопросом Разворотнева.

Единственный регион в стране — Пермский край — дофинансирует содержание ветхих домов, добавила депутат. Остальные субъекты ищут варианты. Например, можно нагрузить этим управляющую компанию, обслуживающую соседние новостройки, но нечестно заставлять жителей одних домов оплачивать содержание других.

Спасать эти дома по программе капремонта бессмысленно. "Денег надо вложить много, а качество жизни несильно улучшится", — пояснила Светлана Разворотнева.

Единственный вывод, который видит депутат: ремонтировать наиболее изношенные конструкции, чтобы они не превратились в аварийные, и готовить дом к расселению. Остальные виды ремонта в этом случае будут пустой тратой денег, уверена парламентарий.

Эти шаги в законодательстве пока не прописаны.

Зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов соглашается, что законодатели не знают, что делать с ветхим жильем.

"Мы, как юристы, не очень понимаем, что имеется в виду [под ветхим жильем]. Да, ветхое, но что с ним делать? За ограниченно пригодным жильем нужен мониторинг, но мониторинг должен упираться в показатели", — подчеркнул депутат.

Законодатели стремятся занизить критерии аварийности, чтобы признавать большее количество домов непригодными для проживания, но что делать с ветхим — пока вопрос, признал Кирьянов. К ним относятся малоквартирные дома, бараки и "полу-бараки", дома с деревянными перекрытиями.

"Надо выводить людей из условий послевоенной жизни. Это не то качество жилья, к которому мы должны стремиться", — заключил он.

"Управлять ветхим домом — это хоронить деньги! — заявляет исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ Вера Москвина. — Сколько бы мы в ветхий дом ни вкладывали денег, их все равно мало!"

Денег управляющих компаний не содержание таких домов не хватит: их достаточно только для поддерживающего ремонта и мытья подъездов, добавила Москвина.

Капитальный ремонт — единственный эффективный способ содержать дома.

"Капремонт — это площадка, где сошелся интерес управляющей компании и собственника, потому что и те, и другие заинтересованы в успешном капремонте", — пояснила исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ.

Но взносы на капремонт слишком маленькие для объема работ.

"Вы же понимаете, что за 6 руб. за кв. м. невозможно отремонтировать жилой фонд! Понимаю, что говорю непопулярные вещи, но нельзя из одной овечьей шкурки сшить семь полноценных шапок, как в той басне. Если регионы пойдут на повышение [взносов на капремонт], то это будет очень хорошо в первую очередь для самих потребителей", — заявила Москвина.

"Да, у нас взносы во многих регионах ниже финансово обоснованных, и регионы планово и постепенно повышают их. Например, Санкт-Петербург увеличил на 50% — было три рубля, стало шесть за квадратный метр", — подтвердила Светлана Разворотнева.

Фонды капитального ремонта сегодня в очень тяжелом состоянии, им не хватает денег на то, чтобы выполнить программу, которую они же и приняли, добавила депутат. Поэтому зачастую самые дорогие работы им приходится переносить на поздний срок.

Кто в этих условиях предостережет ветхие дома от аварийности, остается неясным.



Анна Смирнова