Аналитика


Транспортная реформа бьет по карманам пермяков: жители требуют не повышать стоимость поездок
Общество | Пермский край

Ошибки чиновников при планировании транспортной реформы и убытки бюджета в администрации Перми планируется покрыть за счет пассажиров общественного транспорта. Такой вывод можно сделать из информации мэрии о разработке нового тарифного меню.

В настоящий момент цена одной поездки в общественном транспорте Перми составляет 26 руб. Власти города объявили о планах приблизить ее к "экономически обоснованной величине". "С учетом планов по полному обновлению подвижного состава автобусов и трамваев, а также реальному уровню пассажиропотока за минувший год, расчетный тариф должен составить 37 руб. за одну поездку", — говорится в сообщении мэрии.

Власти краевой столицы отмечают, что на сегодняшний день в Перми услуги перевозки одни из самых высоких по качеству оказания, а тариф на проезд намного ниже, чем в городах-аналогах: в Екатеринбурге с 2022 года стоимость проезда составит 32 руб., в Нижнем Новгороде цена поездки 30 руб., в Казани 35 руб.

Глава департамента транспорта Перми Анатолий Путин пояснил "Новому компаньону", что при расчете новой стоимости разовой поездки учитывались расходы на обновление общественного транспорта, включая новые трамвайные вагоны, а также расходы на обслуживание маршрутов. Переход на бескондукторную систему оплаты проезда, по словам Анатолия Путина, на изменение цен не повлиял.

Глава департамента подчеркнул также, что новая стоимость пока не утверждена, а является "честным отражением себестоимости".

"Тариф на поездку может формироваться разными способами. Можно брать полную себестоимость, можно её немного снижать и перекладывать нагрузку на бюджет города. Это дальнейший вопрос для обсуждения с городской думой", — заявил он.

Сгладить негативные для людей последствия от грядущего повышения стоимости разового проезда в общественном транспорте власти города планируют льготами для членов малоимущих многодетных семей и бесплатными поездками для учеников начальных классов.

Также чиновники дептранса утверждают, что почти 70% опрошенных респондентов отказываются от приобретения проездного документа по причине его невыгодности. В мэрии утверждают, что с новым тарифным пакетом их стоимость снизится. Так, например, гражданский безлимитный проездной на один месяц может подешеветь почти на 20%: с 2 232 руб. до 1 785 руб. Аналогично подешевеют квартальный и годовой проездной.

Помимо общего пересмотра стоимости проездных билетов, разработаны дополнительные тарифы: 40 поездок на один месяц (1 260 руб.) и безлимитный на полмесяца (945 руб.) для гражданских проездных, для льготных проездных — безлимитный проездной для пенсионеров (1 050 руб.). Также до этой стоимости планируется снизить стоимость безлимитных проездные для школьников и студентов

Как сообщало Накануне.RU, обновление общественного транспорта проходило как раз в рамках внедрения новой транспортной модели, старт которой был дан осенью 2018 года с подачи на тот момент губернатора Пермского края Максима Решетникова, назвавшего действовавшую тогда систему "исторически сложившимся хаосом". Над попыткой превратить этот "хаос" в нечто упорядоченное власти краевой столицы бьются уже несколько лет, а обсуждение транспортных вопросов во время заседаний городской думы традиционно становится острым и жестким.

Активно внедрять в жизнь новую транспортную модель в Перми начали в 2019 году. Ее суть состоит в изменении системы финансирования: если раньше частные перевозчики забирали билетную выручку с маршрутов и сами оплачивали все расходы, получая из бюджета компенсации за льготных пассажиров, то теперь всю выручку себе забирает муниципалитет, тогда как частные перевозчики стали фактически "наемными работниками" — они получают контракты за выполнение определенной работы, а деньги — за каждый километр пробега.

Общественный транспорт в Перми(2020)|Фото: Накануне.RU

Среди очевидных и бесспорных плюсов новой транспортной модели можно выделить то, что по условиям контрактов перевозчики не могут выводить на маршруты старые автобусы. На сегодняшний день Пермь в числе лидеров по среднему возрасту автобусов – срок их эксплуатации не превышает 10 лет, срок эксплуатации трамваев — не более 15 лет. Однако ряд неверных управленческих решений, в том числе, внедрение бесплатных пересадок, привели к огромной "бюджетной дыре" — кассовый разрыв из-за реформы общественного транспорта в Перми составил 2,039 млрд руб. Власти города были вынуждены искать решения для сокращения разрыва. В частности, с 1 марта 2021 года долю бесплатных пересадок снижают за счет их перевода на безналичную форму оплаты и исключения пересадки внутри одного маршрута.

Пермяки уверены, что повышение стоимости проезда — попытка "залатать транспортную дыру" за их счет. Свое негодование из-за возможного повышения цен до 37 руб. жители краевой столицы высказывают в соцсетях. Многие пермяки выступают против транспортной реформы как таковой и считают, что она была не нужна городу.

Так, интернет-пользователь Светлана призвала власти не поднимать стоимость проезда. Женщина убеждена, что для этого нет оснований. "Сами сделали больше минусов. Не надо было делать эту транспортную реформу. Сами сделали убыток себе. И не надо теперь его компенсировать за счет людей", — пишет подписчица одной из пермских групп.

Другая подписчица Людмила призвала компенсировать убытки за счет зарплат чиновников. "Проезд оставить прежний. Они ни за что не отвечают, одни какие-то перерасчеты и ошибки. Хватит с народа тянуть, вытряхивайте из своих карманов, раз ошибки совершили. Любите сравнивать с чужими городами. Мы с вами зарплаты тоже сравним, вы получаете сотнями тысяч, а рабочие — по два десятка".

С ней солидарны пользователи Евгений и Владимир: "Убытки пусть компенсируют те, кто затеял эту реформу!", "Увеличение стоимости проезда должны компенсировать организаторы и вдохновители транспортной реформы. Это благодаря их чуткому руководству в бюджете Перми огромная дыра. А вместо этого Гаджиева пошла на повышение в правительство, чтобы окончательно добить то, что уцелело. Таков итог".

оплата проезда(2018)|Фото: администрация Сургута

Некоторые пермяки предлагают отменить пересадки и сделать больше длинных маршрутов. "Тогда уберите эти дробления и сделайте, как раньше. А то люди скачут с автобуса на автобус, чтоб до работы добраться. И ползарплаты на автобус уходит. Хоть живи на работе", — пишет интернет-пользователь Вера.

Некоторые пермяки отмечают, что, возможно, власти специально сделали "вброс" про стоимость поездки в 37 рублей. Стоимость проезда повысят, но на меньшую сумму, и тогда народное недовольство будет не таким сильным?

Об этом же Накануне.RU сообщил депутат Геннадий Сторожев. Он заявил, что категорически против повышения стоимости проезда.

"Я всегда утверждал, что стоимость проезда является одним из важных социальных завоеваний и она должна сохраняться как можно дольше на постоянном уровне за счет использования субсидий из бюджета. Я считаю, что бюджет существует для того, чтобы его тратить, а не для того, чтобы его экономить. То, что власти сперва объявляют об экономически обоснованном тарифе за поездку, а потом повышают стоимость проезда, но на меньшую сумму, это старый прием. Всегда так было. Это обычный бюрократический прием объяснения необходимости повышения тарифа в общественном транспорте", — высказался парламентарий.

По различным прогнозам, итоговая стоимость поездки для пермяков может составить от 31 до 34 руб. Геннадий Сторожев не исключил, что при любом повышении цен на проезд партия КПРФ будет поддерживать или даже организовывать митинги против роста цен на пользование общественным транспортом.



Ксения Теплякова