Аналитика


Демография предприятий: количество закрывающихся организаций стало сравнимо с числом жертв пандемии
Экономика | Свердловская область

На Урале наблюдается резкое сокращение количества субъектов малого бизнеса. Вячеслав Вегнер, депутат Законодательного собрания Свердловской области, опубликовал данные по "демографии организаций", которые красноречиво говорят о "бушующем вирусе" и среди юрлиц. По мнению парламентария, темпы закрытия предприятий сопоставимы с человеческими жертвами в результате пандемии. Однако корни проблемы куда глубже. Подробности – в материале Накануне.RU.

Вячеслав Вегнер приводит цифры по демографии организаций в разрезе видов экономической деятельности в августе 2021 г., когда в регионе было зарегистрировано 609 организаций, а ликвидировано в два раза больше – 1290. Получается, что в среднем закрывалось около 40 организаций ежедневно.

Если смотреть по отраслям, то чаще всего закрываются:

"Мрут как мухи и общественные организации – на одну вновь организованную приходится девять безвременно усопших. Помирают с завидной скоростью финансовые организации, туда им и дорога, но самоликвидируются и предприятия общественного питания, а это, на минуточку, наша основа малого и среднего бизнеса. Есть, есть и лучик света в этом темном царстве – прирастает индустрия организации досуга и развлечений, как понимаю, а, может, и не правильно, поправьте, – это сауны и всякие массажные салоны, привет 90-е. Настораживающая тенденция", – подчёркивает депутат.

Экономист Константин Селянин обращает внимание, что, начиная с 2015 г., в России вообще и в Свердловской области в частности сокращается число ООО и ИП, а всего из юридических лиц у нас 98% как раз приходится на такие компании, среднего бизнеса порядка 1,5%, и полпроцента – крупного бизнеса.

"Если смотреть данные Росстата по Свердловской области, то, к примеру, в 2017 г. предприятий было почти 150 тысяч, а сейчас 118 тысяч. Кстати говоря, в этом году есть даже небольшой, микроскопический рост по сравнению с 2020 г. Но мы видим, что снижение идёт планомерное – 150, 138, 126 и вот 118 тыс. в этом году", – рассказал он Накануне.RU.

QR-код(2021)|Фото: Департамент информационной политики Свердловской области

При этом порядка 15% населения работают в малом и микробизнесе. Но, поскольку это серая зона экономики, не очень понятно, сколько там работает сотрудников и как платятся все налоги, для крупных городов этот показатель оценивается в 30% – то есть около трети екатеринбуржцев так или иначе заняты в малом и микробизнесе.

Характерной чертой российской действительности является практически полное отсутствие роста из микробизнеса в малый, а потом в средний. Либо предприятие закрывается, либо остаётся на довольно малом уровне. А если привести в пример американскую экономику, то там 80% ВВП дают малые и средние предприятия.

"Во время кризиса 2014-2015 гг. многие предприятия либо разорились, либо пришли к выводу, что бизнес слишком рискованный. И здесь Свердловская область никак не выбивается из общероссийской палитры", – отмечает эксперт.

Доля государства в экономике растёт с каждым годом. Если в 1990-начале 2000-х очень многие люди хотели быть предпринимателями, то теперь те же опросы показывают, что лишь очень небольшая доля – не более 3% людей задумываются о предпринимательстве. Большинство стремится работать в "Газпроме" и других нефтегазовых компаниях, быть на госслужбе, в прокуратуре и так далее.

"Если не хотят люди идти в предприниматели, то кто ими будут через 5, 10, 20 лет? Предприниматели девяностых годов просто выйдут на пенсию, вот и всё. Это проблема модели развития, которая отражается в цифрах Росстата, в том числе и нынешнего довольно аномального августа. Малый бизнес в Свердловской области и в целом в России не только не развивается, но скукоживается", – резюмировал Константин Селянин.



Юрий Александров