Аналитика


Как добиться соблюдения прав и нормальных пенсий?
Экономика | В России

В 2018 году президент Владимир Путин попросил граждан "отнестись с пониманием" к повышению пенсионного возраста. Главным козырем, по мнению власти, стало то, что пенсии должны увеличиться у тех, кто останется пенсионером – сколько споров было из-за формулировки про тысячу. Несмотря на все недовольство, закон был принят. Теперь, вероятно, нужно снова запасаться "пониманием", потому что государство делает все, чтобы не просто пенсии не росли – чтобы они падали и пропадали вовсе. Так, например, с нового года пенсии могут быть проиндексированы значительно ниже инфляции, и в реальном выражении просто уменьшатся.

Еще в 2018 году вице-президент Конфедерации труда Олег Шеин предсказывал, что скоро властям понадобятся очередные урезания пенсий, потому что бюджет не выдержит. И с тех пор ничего не изменилось. Своим мнением о ситуации и дальнейших тенденциях он поделился с Накануне.RU.

– В бюджет на 2022 год заложено фактически снижение пенсионных выплат, потому что, возможно, произойдет сокращение объема продаваемых углеводородов и, следовательно, поступлений в бюджет – как это могло произойти?

Госдума, Олег Шеин(2018)|Фото: duma.gov.ru– Есть частная история, которая называется "бюджет 2022 года", а есть общая история. Поэтому есть смысл их рассмотреть немного по-разному, поскольку частная история она формально правильная.

Итак, предполагается размер индексации пенсий в 2022 году 5,9%, то есть порядка 6%, что коррелирует с той инфляцией, которая заложена в бюджетные параметры. Инфляция предполагается в следующем году в 4-4,5%. Вторая половина следующего года инфляция 4%, к началу года выше, соответственно, средняя инфляция следующего года берем 5%, а рост пенсий 5,9%. Это первый ответ на вопрос.

Если инфляция оказывается выше, чем прогнозные ожидания правительства, то в соответствии с российским законодательством, идет доиндексация. В частности, в этом году вы видели, обсуждается идея доиндексации пенсии в связи с тем, что инфляция оказалась более динамична, чем предполагалась - 5,8%. Но это формальный ответ.

голосование по Конституции, пенсии(2020)|Фото: Накануне.RU

– Есть более приближенный к реальности?

– Сами расчеты инфляции и соответственно расчеты индексации крайне затруднены к осмыслению, что в них на самом деле заложено. Инфляция смотрится по среднему росту цену нас в стране. Мы понимаем хорошо, что, скажем, цены на холодильники могут не расти, в то время, как цены на хлеб растут динамично. Холодильник человек покупает раз в 10 или 15 лет, а хлеб покупает ежедневно. Но инфляция предполагает некую усредненную величину, причем выборка товаров внутри нее тоже формирует очень много вопросов – хотя бы о том, какие товары в конкретный период рассматриваются Росстатом и Минэкономразвития? То есть возможность внутренних манипуляций там крайне глубока.

– Можете привести какой-то пример?

– Например, у нас до недавнего времени прожиточный минимум считался по потребительской корзине. И там, к примеру, написано "корнеплоды". Но корнеплоды же разные бывают - есть картошка, а есть репа. Как и мясо разное бывает - есть птичье мясо, а есть говядина, да и говядина тоже разная бывает. Поэтому в правительственном постановлении сие не расписано, а как это делают уже непосредственные исполнители Росстата - это большой вопрос, ответ на который отсутствует, потому что официально утвержденных методик у нас перед глазами нет.

– И что получается в итоге? Что происходит с выплатами?

– Если мы на эту историю обратим внимание, мы поймем, что позиция современного российского буржуазного государства заключается в отмене пенсий вообще. Почему мы можем об этом говорить? Когда три года назад повышался пенсионный возраст, логика повышения пенсионного возраста публично была такой: в стране слишком много развелось пенсионеров, поэтому нам не хватает на них денег, а давайте мы сократим число пенсионеров через повышение пенсионного возраста, и поэтому тем, кто остался, мы сможем пенсию индексировать.

Стало быть, к 2028 году эта история закончится, потому что повышение пенсионного возраста достигнет плановых параметров в 65 лет, и в этих условиях, для того, чтобы по этой логике дальше индексировать пенсии, необходимо будет еще раз поднять пенсионный возраст, а потом еще раз, еще раз и еще раз… То есть в рамках той конструкции, которая заложена в современную государственную политику, пенсии поэтапно необходимо отменять вообще.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

– Разве это не мировой опыт? Официальная пропаганда обычно говорит, что "так везде"?

– Начнем с того, что современное российское пенсионное обеспечение не является обременительным для экономики. Любое обременение мы понимаем в сравнении с другими странами, которые могут быть сопоставимы с Россией, и мы можем говорить что обременительно, а что нет. Возьмем две не самые развитые страны Западной Европы - Португалию и Польшу, особенно Польшу, поскольку это наш сосед, и это бывший наш союзник, страна, которая была в орбите Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора. Так вот в Польше на пенсионное обеспечение тратится порядка 12-13% ВВП, а в России 7%.

То есть, если бы в России нагрузка на экономику для выплаты пенсий была бы такая же, как в Польше, то в этом случае размер пенсии в России был бы минимум в два раза выше, чем сегодня. Но этого нет. Зато есть люди из списка "Форбс", которому польские миллиардеры завидуют и на который они смотрят облизываясь, потому что там другие налоги, чем у нас. Там налоги для населения - налоговая система сформирована в пользу обычного человека, у нас налоговая система сформирована в пользу правящей элитки, правящего класса миллионеров и ста человек из списка "Форбс". То есть разница грандиозная между нами и нашими соседями.

– Что в этой ситуации делать? Есть ли иной выход, кроме как отменять пенсии?

– Ну, во-первых, менять налоговую систему, увеличивая нагрузку на капитал, и не стесняться этого. Во-вторых, большая часть людей имеет низкие пенсии, поскольку у них нет официальной занятости и не по их вине, а потому что в этих городах и селах просто нет официальной работы, и бизнес там не заключает с ними официальные договоры. Значит, необходимо понудить капитал для того, чтобы он заключал официальные трудовые договоры с работающим классом, и люди имели бы право на пенсию, потому что если сегодня нет выработанного стажа и баллов так называемых, то пенсионный возраст на 5 лет выше, чем стандартный, то есть не 62 у мужчин, а 67. И вот эти вещи, плюс отмена регрессивной шкалы страховых взносов. А на сегодняшний момент у нас шкала страховых взносов пенсионных регрессивная - чем выше заработная плата, тем меньше отчисления в Пенсионный фонд – вот это все необходимо менять законодательно.

Для этого, конечно, должна быть совершенно другая власть в стране: и другой Парламент, и ликвидация однопартийной системы. К сожалению, шанс 2021 года не был использован обществом. Ну, учимся на ошибках дальше.



Половников Алексей