Аналитика


"Красный папа", начавший удушение СССР в объятиях
Вехи истории | В бывшем СССР | За рубежом

140 лет назад, 25 ноября 1881 года, в крестьянской семье в селении Сотто иль Монте, близ Бергамо, родился Анджело Джузеппе Ронкалли – будущий римский папа Иоанн XXIII (1958-1963). В России о нем практически ничего не знают, что неудивительно: его понтификат длился всего 4,5 года и пришелся на хрущевскую эпоху, когда вопросы религии были задвинуты еще дальше, чем в послевоенные годы. Между тем именно Иоанн XXIII совершил переворот в Ватикане, который "открылся миру" и начал улучшать отношения со всеми, в том числе с СССР. Ватиканом или через Ватикан был запущен процесс потепления отношений СССР с Западом, сближения капиталистического и социалистического мира, приведшего в итоге в разрушению СССР. Его начал Иоанн XXIII.

В октябре 1958 года, как позже выяснилось, закончилась "эпоха Пиев", длившаяся с 1775 года, когда семь из одиннадцати римских пап, правившие 129 из этих 183 лет, носили имя Пиев. Эта эпоха отличалась консерватизмом, подчас весьма воинственным, в том числе к коммунизму и другим социальным учениям. Так, в 1864 году Пий IX издал свой знаменитый "Силлабус", или официальный список заблуждений, осуждаемых римо-католической церковью. В их число попали, в частности, социализм, коммунизм и в целом западный либерализм. Со временем, хотя многие последующие римские папы были не столь непреклонны, позиция "святого престола" не становилась менее враждебной к возникшему социалистическому миру. Например, в 1949 году Пий XII отлучил от церкви всех, кто придерживался коммунистических взглядов.

В 1953 году умер Иосиф Сталин. В СССР в течение нескольких лет вся полнота власти полностью оказалась в руках Никиты Хрущева. Но пока на папском троне был Пий XII, о полноценном потеплении отношений с Западом не могло быть и речи. Между тем сближение с Западом началось уже в конце 1950-х. В 1959 году состоится первый визит первого лица СССР в США. Фигура нового папы была настолько важной, что в Ватикан после смерти Пия XII 9 октября 1958 года срочно прибыл госсекретарь Джон Фостер Даллес. Выборы нового папы были одними из самых трудных. Конклав заседал три дня, в течение которых состоялось целых 11 туров голосования: кардиналы никак не могли договориться между собой. В результате папой выбрали, как многие думали, "переходного" Ронкалли. Но все оказалось совсем иначе.

За его плечами был немалый опыт, который он использовал в своих целях. Ронкалли был папским представителем в православных Болгарии и Греции, а также нунцием в Париже, где установил тесные отношения с лидером социалистической партии Ги Молле и даже симпатизировал возникшему в конце 1940-х движению священников-рабочих, которые призывали к борьбе с капиталистической эксплуатацией. Правда, Ронкалли был вынужден подчиниться приказу Пия XII лишить их сана и даже отлучить от церкви. В 1953 году нунций был возведен в кардиналы, причем, по существующей традиции, это сделал президент Франции – социалист Венсан Ориоль. По иронии судьбы, социалист Ориоль открыл путь Ронкалли к папскому престолу, который в то время был настроен к социализму крайне враждебно. Мог ли Пий XII тогда подумать, что новый кардинал стает следующим папой, "одобрившим" социализм?

Сенсацией стало новое имя папы. По традиции, оно обычно выбирается из имен, уже использованных прежними папами. Но Ронкалли неожиданно для всех выбрал себе имя Иоанна XXIII. Это имя уже носил Балтазар Косса – неаполитанский пират и разбойник, низложенный в 1415 году Констанцским собором и отравленный через несколько лет. Он пять лет считался одним из пап, которых в то время было несколько (официально причислен к антипапам). Своим выбором Ронкалли как бы показал, что он начинает новую эпоху в истории "святого престола" или же, напротив, продолжает дело разбойника Коссы. Как показали дальнейшие события, оба эти толкования оказались верными.

Новый папа сильно отличался от предыдущих. Он курил, любил обедать в компании, самостоятельно прогуливался, показывая свою либеральность. При этом за первые два года своего понтификата он назначил 43 новых кардинала (на момент его избрания их было чуть более 50), в результате чего их число впервые превысило установленный в 1586 году максимум в 70 человек. Впервые кардинальскую шапку получили африканец, японец и филиппинец. Иоанн XXIII подготавливал почву.

Папа римский Иоанн XXIII(2021)|Фото: wikipedia.org / De Agostini

1 января 1959 года на Кубе произошла революция. Но папа ее не осудил, что было невозможно, случись она несколькими месяцами ранее, и даже чуть позже принимал делегации нового кубинского правительства и одобрительно отзывался о Фиделе Кастро. Несмотря на противоречия по Кубе, в сентябре 1959 года Хрущев приехал в США. А в 1960 году президентом США впервые стал католик Джон Кеннеди. Он впервые для президентов США посетил Ватикан. Хотя США традиционно были протестантской страной, в англосаксонских элитах уже было принято решение об экуменическом объединении с Ватиканом, через который ускорилось начавшееся "потепление" с СССР. Так, в 1960 году Иоанна XXIII посетил глава протестантов ФРГ Фридрих Дибелиус, а также – впервые с 1337 года! – к римскому папе приехал примас Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Джеффри Фишер.

Сейчас трудно сказать, чем было больше обусловлено это сближение: необходимостью сплотиться перед мощью СССР или же тайным планом по постепенному разложению СССР через втягивание в глобальный диалог, который очень льстил советским руководителям. Возможно, и тем, и другим.

Именно при католике Кеннеди контакты СССР и США серьезно расширились и углубились. Немалую роль в этом сыграл Иоанн XXIII. Он с самого начала выступил против Холодной войны, за мирное сосуществование, дипломатические переговоры, сближение социализма и капитализма, объединение всех христиан, естественно, под руководством римского папы.

25 января 1959 года папа неожиданно для всех объявил сенсационную новость: он собирается созвать римский синод, не собиравшийся с XVI века, и новый вселенский собор. И хотя в римо-католицизме вселенские соборы – это соборы самой римо-католической церкви, они созываются очень редко и по очень важным поводам. Предыдущий, ХХ-й, состоялся в 1869-1870 гг. и закрепил "непогрешимость" римского папы в вопросах веры, а XIX-й, или Тридентский, проходил еще в середине XVI века, когда ставилась задача победить возникший протестантизм. В 1959 году каких-то явных поводов к созыву XXI вселенского собора не было. Но Иоанн объявил, что нужно приспособить римо-католическую церковь к миру, сделать ее более современной, доступной, понятной, экуменической, "чтобы она могла охватывать весь мир". То есть была поставлена цель – движение к единой мировой религии под руководством Ватикана. Момент был выбран удачно.

Разумеется, чтобы СССР на это согласился, нужно было пойти на заметные уступки. Ими стала новая позиция Ватикана по коммунизму. То, что для СССР было принципиальным, для Ватикана стало лишь средством. Уже в своей первой энциклике в июне 1959 года Иоанн XXIII заявил, что поддерживает бедных и их борьбу против неравенства и несправедливости в мире. Этот лозунг с тех пор стал одним из главных в политике сказочно богатого Ватикана, который стал "лучшим другом бедных". Естественно, бедные так и не стали богаче, а Ватикан беднее. Но лозунг и репутация остаются до сих пор.

Советское руководство с самого начала рассматривало собор как политическую возможность. Председатель Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпов еще в марте 1959 года сообщил, что если планируемый собор будет касаться вопросов исключительно экуменизма, то участие в нем даже на уровне наблюдателей неприемлемо. Если же будут затронуты вопросы, касающиеся борьбы за мир, то участие допустимо. Втягивание РПЦ и СССР в диалог было для Ватикана настолько важным, что за две недели до начала собора в Москву на целых пять дней прилетел представитель Ватикана, секретарь Секретариата по содействию христиансому единству Йоханнес Виллебрандс. Видимо, тогда и были даны официальные гарантии того, что на соборе не будут обсуждать политические вопросы.

Как пишет архиепископ Марсель Лефевр, еще в 1962 году на тайной встрече в Меце (ее тайный характер признает РПЦ) между уполномоченным папы кардиналом Эженом Тиссераном и митрополитом Никодимом (Ротовым) была достигнута договоренность не осуждать на предстоящем соборе коммунизм. Советское руководство, видимо, требовало официальных гарантий, которые и привез Вилленбрандс. В результате визита срочно, за день до начала собора, 10 октября 1962 года, был созван Священный Синод РПЦ, на котором приняли решение отправить на собор наблюдателей. Через день они уже прибыли на ватиканский собор. Для СССР участие в нем было важным еще и потому, чтобы улучшить имидж за границей после Берлинского кризиса 1961 года. Имидж был улучшен, но именно с 1960-х и начался постепенный спуск вниз.

При Иоанне XXIII РПЦ после нескольких лет переговоров вошла в экуменический Всемирный совет церквей (1961). РПЦ всегда сильно зависела от позиции государственного руководства. А оно уже двигалось навстречу Западу. И Ватикан играл в этой игре роль "доброго следователя".

На ватиканском соборе коммунизм не только не был осужден, но и даже признан частично приемлемым учением, как и многие другие. Истина была признана существующей во всех учениях, так что нужно лишь двигаться к ней вместе. "Возьмемся за руки, друзья!" – примерно таким был призыв папы, закрепленный во многих документах Второго Ватиканского собора. Но когда он, после трех лет подготовки, наконец открылся в сентябре 1962 года, через месяц разразился Карибский кризис. Папа лично несколько раз звонил Кеннеди, убеждая его во что бы то ни стало разрешить кризис миром. Пресса в социалистических странах, естественно, горячо поддерживала папу как весьма "прогрессивного".

Эта же характеристика была перенесена и на его преемника Павла VI. Руководство СССР приняло активное участие в глобальном экуменическом движении как правильном и прогрессивном, не сумев разглядеть в нем никакой опасности. В результате СССР нет уже 30 лет, а глобализм только укрепляется, подминая под себя суверенитет стран. Экуменизм является его духовным обоснованием. А в российском руководстве и сегодня достаточно людей, которые хоть сейчас готовы сдать все позиции под лозунги о мире и дружбе. Как это уже произошло в конце СССР. К слову, в 1980-х многие важные посты в США заняли католики, поскольку удушение в объятиях активно шло в том числе по линии умиротворяющего Ватикана. Но это будет позже.

"После открытия Собора начались и советско-ватиканские переговоры об установлении дипломатических отношений. Это была вторая попытка "нормализовать" отношения с Ватиканом за годы Советской власти. Сама перспектива такой нормализации стала рассматриваться хрущевским руководством уже в первые годы после смерти Сталина. Наиболее заметным эпизодом тут стал визит в Москву в 1955 году люксембургского иезуита о. Рединга, многократно высказывавшегося за "диалог" христиан с марксистами. Он встретился с вице премьером Анастасом Микояном и сообщил ему, что изучает возможность достижения договоренности между Ватиканом и СССР. Однако после событий в Венгрии в 1956 году выяснение позиций было прервано, и контакты прекратились", – пишет эксперт по Ватикану Ольга Четверикова.

Через несколько лет переговоры возобновились, и в начале 1963 года для зондирования возможности своего официального визита в Ватикан и встречи с папой Хрущев послал к нему с секретной миссией свою дочь Раду, работавшую главным редактором журнала "Наука и жизнь", и ее мужа, главного редактора газеты "Известия" Алексея Аджубея. Это была первая с царских времен встреча высокопоставленных деятелей страны с папой римским. Готовила ее резидентура советской разведки в Италии, а официальным прикрытием стало участие советских журналистов в церемонии вручения понтифику премии "За мир и гуманизм". Они передали папе письмо Хрущева, а тот – ответное послание Хрущеву. Оба были готовы углублять отношения.

Речь шла о подготовке подписания межгосударственного соглашения между СССР и Ватиканом. Но этому помешала смерть Иоанна XXIII, а через год – смещение самого Хрущева. И хотя политическое соглашение между Ватиканом и СССР не состоялось, произошло главное – Ватикан стал "другом" СССР и РПЦ. Которым является до сих пор.

На рубеже 1950-60-х Ватиканом были взяты на вооружение многие лозунги, используемые и доныне. Это борьба за мир, солидарность, ответственность, всеобщее разоружение, борьба за справедливость, против бедности и неравенства, глобальный диалог и включение в него всех, особенно "меньшинств" (сейчас это называется "инклюзивностью"). Разве что до борьбы за климат тогда еще не дошло. При этом вопрос сокращения рождаемости уже был поднят на соборе, хотя Римский клуб будет создан лишь в 1968 году.

Именно с Иоанна XXIII Ватикан стал тем, каким мы его знаем уже 60 лет: "современным", открытым к диалогу, никого не осуждающим, и – неуклонно двигающимся к своей цели – созданию единой мировой религии для нового мирового порядка, к которому недавно призвал нынешний папа-иезуит Франциск.

В Ватикане не все приняли новую программу Иоанна XXIII и результаты собора. Некоторые даже называли его "красным папой" за его симпатии к социализму. Основываясь на римо-католическом вероучении, они не приняли этот поворот, расценив его как измену, но противников новшеств заклеймили как "врагов прогресса". И активно участвовал в этом СССР. Например, в 1976 году "Известия" призвали папу Павла VI осудить архиепископа Марселя Лефевра. Такой же позиции придерживались все газеты соцстран – продолжать экуменическое сближение, начатое Иоанном XXIII. Лягушку нагревали медленно, и это ей нравилось…

Иоанна XXIII умер еще после первой сессии собора в 1963 году, но следующий папа Павел VI продолжил курс предшественника. Он закончил собор, завершив переворот в католическом вероучении. В своей тронной речи несколько слов он даже произнес по-русски, показывая свою расположенность к СССР. 5 августа 1963 году он направил поздравительную телеграмму на имя председателя совета министром СССР по случаю подписания Договора о запрещении ядерных испытаний – первое в истории дружественное послание римского понтифика в адрес СССР.

В 1965 году папа впервые создал секретариат по диалогу с атеистами, а "Общество св. Павла", контролируемое иезуитами, начало проводить международные симпозиумы римо-католиков и марксистов. Продолжилась кампания по возвращению рабочих в лоно римо-католической церкви. Папа Пий IХ в середине XIX века заявил, что самым большим скандалом того времени было то, что РКЦ потеряла рабочих. Она их так и не вернула, но приложила все усилия к тому, чтобы рабочие как класс практически исчезли вместе с промышленностью. К слову, Ватикан сегодня находится в авангарде антииндустриальной "зеленой повестки".

В 1960-х папы начинают критиковать капитализм и частную собственность, подмигивая соцлагерю. Некоторые и по сей день воспринимают все это за чистую монету, воспринимая эти заявления и признания очевидного чуть ли не как призывы к коммунизму. Папство действительно под давлением обстоятельств пересмотрело свое отношение к марксизму. Вот что писал иезуит Освальд фон Нелль-Бройнинг: "Не следует преуменьшать того, что мы получили от Маркса. Церковь внимательно изучила доктрину Маркса, признала правильными многие ее выводы и включила в свою социальную доктрину. Вместе с тем она исправила некоторые ошибки Маркса".

Исправленной "ошибкой" Маркса была идея мирового правительства, которую должен создать пролетариат. Как открыто признал идеолог глобализма Жак Аттали, глобальные элиты, куда входит и Ватикан, решили создавать его сами, создавая параллельно и новую социальную систему, еще более античеловеческую, чем капитализм. Вот чем была вызвана критика капитализма и частной собственности. Уже в 1960-х западная верхушка ясно понимала, что капитализм и антикапитализм-коммунизм, которые стали представлять опасность своими социальными завоеваниями, пора сворачивать. Но как это сделать, пока существует соцлагерь? Ответ лежал на поверхности, однако методы были под вопросом. Но и они были найдены. "Глобальные проблемы" стали той почвой, на которой был запущен процесс сближения капиталистического и социалистического лагеря. А Ватикан был в нем "голубем мира".

В 1970 году была переиздана книга Дж. Спадолини еще 1950 года "Социалистическое папство". Но уже без всякого осуждения. Важно было и кооптировать коммунистическое движение в самой Европе, ведь до 1980-х коммунисты во многих европейских странах представляли серьезную силу, с которой нельзя было не считаться. С ними и считались: вели диалог, делали приятные слуху заявления, "боролись" за мир. Пока не стало СССР.

Но тогда Советскому Союзу нравилась новая политика Ватикана, которая воспринималась как признание заслуг социализма и движение к мирному сосуществованию. В Ватикане, правда, считали иначе, и именно они оказались более дальновидными, чем глупеющее руководство позднего СССР. Ватикан, эта структура с двухтысячелетней историей, очень быстро по историческим меркам переиграл Москву, существенно приблизившись к своей цели. К слову, мира на планете больше так и не стало. Но сегодня стоящий во главе прогресса Ватикан создал Совет по инклюзивному капитализму с руководством крупнейших транснациональных корпораций. Он все так же идет в ногу со временем и все так же озабочен судьбой бедных и голодных. И в этом была одна из задач обновления РКЦ, которую начал Иоанн XXIII. Этот папа успел лишь начать Второй Ватиканский собор, но он задал вектор, образно говоря, ввел в тело РКЦ векторную вакцину, которая проникла во все ее клетки, начавшие с тех пор производить и внедрять повсюду учение глобализма и экуменизма.

Со времени Иоанна XXIII вектор Ватикана неизменен: это борьба за все хорошее под глобальным духовным руководством Ватикана. Ради этого приняты многочисленные реверансы в пользу иудеев, мусульман, протестантов, православных и любых других религий и учений, включая атеизм. Папство охватывает их всех, выставляя себя глобальным духовным лидером всего человечества. Сегодня оно заботливо стоит в авангарде глобальной борьбы с ковидом: введения QR-сегрегации, локдаунов, принуждения к вакцинации, поражения невакцинированных в правах и т.д.

Что же касается вывески, то обманываться не стоит. Для "святого престола" это всего лишь вывеска. Важно не забывать, с кем мы имеем дело в случае с Ватиканом.



Евгений Чернышёв