Аналитика


Крадущийся кризис, затаившийся дефицит
Экономика | В России | За рубежом

Федеральные законы о введении QR-кодов ещё не приняты, но без заветной комбинации точек в смартфоне уже не попасть в непродовольственный магазин. Противников этого называют "антиваксерами" и объявляют едва ли не людьми, представляющими опасность для общества. В то же время, у системы QR-кодов есть и очевидный экономический эффект – посещаемость торговых центров заметно снизилась и, видимо, останется на низком уровне даже в период предновогоднего потребительского ажиотажа. Возможно ли, что и причина введения пропускной системы связана не со здравоохранением, а с экономикой? Подробности – в материале Накануне.RU.

Долгое время слово "дефицит" подавалось как непременный атрибут советской экономики и чуть ли не главный ужас времён СССР. Его преодоление и полки магазинов, заполненные множеством товаров в пёстрой упаковке, напротив, выглядели главным достижением новой власти. Казалось бы, свободная торговля с заграницей позволила одеть и накормить россиян. За рыночной суетой забывалось главное – товары возникали не на прилавках, а создавались на предприятиях. И стоило в связи с пандемией измениться режиму работы заводов и транспорта, как проблема дефицита в одночасье стала актуальной.

Ещё в конце сентября мы писали, что серия отключений электроэнергии в Китае приведет к сокращению производства товаров и, соответственно, росту цен на них, в том числе, в Соединённых Штатах. Некоторые аналитики не исключали даже того, что так в Пекине решили надавить на своего главного торгового партнёра, но теперь эта замаскированная торговая война ударила и по России, экономика которой во многом зависит от китайского импорта. Например, в текущем году гаджеты уже подорожали на 30%, а в следующем прогнозируется очередной рост цен на 15-17%. Агентство Infox отмечает, что рост цен не бытовую технику и электроинструменты может оказаться мгновенным. Поскольку отключения электроэнергии затронули, в первую очередь, металлургию и химпром, то с недостатком сырья столкнулись практически все остальные отрасли китайской промышленности, и теперь перебоев в производстве и поставках можно ожидать откуда угодно.

"У моих партнёров есть завод, который производит LED-экраны, он раньше работал только на экспорт, – рассказал Накануне.RU представитель Российско-азиатской ассоциации промышленников и производителей (РАСПП) в Шэньчжэне Михаил Колупаев. – В Москве их экраны стоят, например, в аэропортах Домодедово и Шереметьево. А сегодня они работают только на внутренний рынок. Очень сильно упал спрос, но и цена поднялась на 50% из-за нехватки чипов, нехватки пикселя. В пандемию очень многие заводы закрылись или не стали расширять производство. Электричество на заводах отключают до пяти дней в неделю. Если раньше производство занимало 20 дней, то сегодня 40. В августе-сентябре, чтобы купить пиксель, надо было в очереди стоять. Последняя заявка из России была в августе, но просто вернули деньги – клиент выиграл тендер, но уже ни по срокам, ни по цене не пролез. Не понимаю, на чём выживает малый и средний бизнес, как они закупаются. Уходить [из Китая] не получится, но сокращают объёмы. Нет уверенности в завтрашнем дне, что будет через полгода-год".

К энергетическому кризису добавляется непрекращающийся транспортный. Логистические компании отмечают недостаток контейнеров для отправки товаров. Карантинные меры на КПП замедляют движение транспорта через границу, а закрытие транспортных терминалов в портах после найденных случаев ковида сбивает график погрузки контейнеров на морские суда. Срок доставки товаров морем из Китая до Санкт-Петербурга с 40-50 дней увеличился практически вдвое, ставки фрахта бьют исторические рекорды. Разница стоимости морских и авиаперевозок сейчас, наоборот, минимальна.

Скопление контейнеров после закрытие на карантин порта Янтянь в Шэньчжэне(2021)|Фото: yicai.com

Ещё одним фактором, влияющим на рост цен, является удорожание продукции в самом Китае. В частности, зарплаты в крупных городах КНР давно обогнали российские.

"Иностранным компаниям было бы выгодно перенести производство в Россию. Возьмём Шэньчжэнь, мировую столицу электроники. Минимальная зарплата там сегодня – семь тысяч юаней. То есть, если человек приходит без образования, сидит у линии и складывает в пакетики провода, маски и т.д. – минимум 7 тысяч юаней, 80 тысяч рублей, плюс ему предоставляется койко-место в общежитии. А если разместить производство в Камышлове – до него всего 140 километров ехать от Екатеринбурга, и предложить зарплату в 35 тыс. руб. – очередь выстроится", – отмечает Михаил Колупаев.

Тем не менее, ждать быстрого развития производства в России не приходится – отечественные промышленники не раз обращали внимание на сложности с инвестициями, высокие налоги и тарифы на продукцию естественных монополий. Значительные средства от доходов нефтегазового сектора вкладываются в иностранные ценные бумаги, а не в развитие отечественной экономики. В таких условиях ждать наступления экономического чуда, к сожалению, не приходится.

Эксперты сходятся в том, что перенос производства в другие страны, например, во Вьетнам или Индию – тем более не выход, ведь проблемы, связанные с пандемией, сохранятся, а быстрый запуск множества заводов приведёт к нехватке электроэнергии уже там.

"В ближайшее время мы ждём реальный дефицит, – подчеркнул в беседе с Накануне.RU член генерального совета РАСПП Максим Спасский. – Он, в принципе, уже появился, просто пока не на товары ежедневного спроса. Мы не покупаем каждый день айфоны, ноутбуки или Apple Watch. Но, например, на Sony Playstation дефицит уже полтора года – их нет в свободной продаже. Мир меняется от бизнеса покупателя, когда он, имея деньги, ставит условия к бизнесу продавца, который ставит условия, имея товар. Снова появляется слово "дефицит" – когда ты, например, приходишь в автосалон, а тебе говорят, что срок ожидания БМВ, той серии, которую ты хочешь заказать – полтора года. Заплати сейчас, мы тебе машину поставим, но через полтора года мы ещё и перерасчёт сделаем, когда цена увеличится".

Таким образом, в перспективе к росту цен может добавиться и нехватка товаров. Вполне возможно, что QR-коды на самом деле лишь несколько оттягивают наступление тотального дефицита, а приобретать товары придётся из-под полы, даже несмотря на наличие прививки.



Павел Мартынов