Аналитика


Константин Сёмин: Для молодежи в России можно воссоздать целые отрасли экономики, но этого не происходит
Экспертное мнение | В России | За рубежом

Из Германии доносится требование создать возможность безвизового въезда из России для особо важных целевых групп, например, молодых людей до 25 лет. И в коалиционном правительстве позитивно оценивают эту инициативу. То есть в Германии всерёз планируют массово привлекать на ПМЖ российскую молодежь? "Эта инициатива направлена на объединение людей", — заявил депутат бундестага от партии СДПГ Йохан Заатхоф.

Что же получается, Европе очень нужны наши выпускники, несмотря на то, что в России многие считают образование плохим? А с другой стороны, выясняется, что Россия, встроившись "на вторых ролях" в западную модель (по-кудрински), стала для Запада уже не просто сырьевым придатком, а источником человеческих ресурсов в то время, когда население России само нуждается в громадном вливании ресурсов для поднятия благосостояния?

И действительно, российская молодёжь — дешёвая рабочая сила для Европы, за подготовку которой по многим специальностям европейскому работодателю не надо платить. К тому же, в России отсутствуют целые отрасли и рабочие места, и молодёжь вынуждена смотреть на Запад. Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился политический обозреватель Константин Сёмин:

— Мне кажется, что обсуждение в Германии возможности пускать наших специалистов, нашу молодёжь без визы — это не признак того, что перед нами готовы распахнуть дверь для въезда. Барьеры на пути тех, кто приезжает из России, или тех, кто хотел бы в перспективе оказаться в Евросоюзе через Германию, высоки. Поэтому я с удивлением слышу, что за нашими потенциальными работниками гоняются и готовы простить им отсутствие вида на жительство или Шенгена. Мне кажется, что даже если это и происходит где-то, то это небольшой частный случай. А в целом в Германии, так же как и в других странах Евросоюза, миграционная политика соблюдается достаточно жёстко. Дело не в происхождении конкретного соискателя, а в общих правилах и ограничениях, которые одинаковы для всех, и особых послаблений здесь нет.

Что касается проблемы утечки кадров из России, то это не связанная с визовыми ограничениями проблема. Кадры из страны уходят по нескольким причинам. Это и отсутствие перспектив для будущих специалистов, в первую очередь в экономике, когда отсутствуют целые отрасли, в которых люди могли бы найти себе применение. Это и специальные программы по привлечению молодых профессионалов. Вот тут-то как раз, безотносительно к визам и к статусу, и происходит привлечение Европой наших людей, потому что это действительно дешёвая рабочая сила.

И с тех пор, как признаются российские дипломы на Западе, с тех пор, как Россия стремится соответствовать Маастрихским соглашениям (договор, положивший начало Европейскому союзу 1993 г., — прим.), все наши востребованные специальности там — это, действительно, дешёвая рабочая сила, специалисты, за подготовку которых западному рынку и работодателю не нужно ничего платить.

И ничего не изменилось за последние годы, хотя у нас постоянно говорят о том, что мы будем стараться удерживать молодёжь, создавать для неё условия на производстве. Но поскольку нет производства — нет науки, нет образования, а если нет науки и образования, то и, в конечном счёте, сдержать эту лавину отъезжающих невозможно.