Аналитика


"Это лишение перспектив". Семь уральских моногородов отрежут от федерального финансирования
Экономика | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | В России

Минэкономразвития РФ разработало проект поправок к критериям определения моногородов. Ведомство предлагает существенно ужесточить требования, в результате чего их перечень может сократиться вдвое. По словам разработчиков документа, это позволит сконцентрировать средства в наиболее нуждающихся территориях. Однако постановление может привести к тому, что только в УрФО из списка моногородов будет исключено семь муниципалитетов, которые в дальнейшем потеряют федеральную поддержку. Эксперты уже называют инициативу следствием политики оптимизации институтов развития, начатой премьером Михаилом Мишустиным и обусловленной отсутствием эффекта от многомиллиардных вливаний бюджета. Подробности – в материале Накануне.RU.

Как следует из проекта постановления, предлагается внести изменения в критерии моногородов в части удаленности муниципального образования от регионального центра. Изменение исключит из перечня моногородов города-спутники, имеющие развитую миграционную связь со столицей субъекта федерации. В документе говорится, что удаленность менее чем на 50 км от административного центра позволяет жителям моногородов, с учетом развития дорожной сети и сети пассажирского транспорта, в течение часа добраться до работы в региональном центре, в связи с чем напряженность на рынке труда моногорода нивелируется за счет агломерационного эффекта.

"Внесение изменений в критерии и категории позволит сконцентрировать механизмы поддержки на муниципальных образованиях с наиболее сложным социально-экономическим положением. Так, общее количество моногородов и муниципальных образований предварительно сократится почти на половину – с 321 до 163. При этом ранее принятые некоммерческой организацией "Фонд развития моногородов" обязательства в тех моногородах, которые будут исключены из перечня, будут исполнены Фондом в полном объеме", – говорится в проекте постановления.

Отметим, что в УрФО монопрофильные муниципальные образования сосредоточены в основном в Челябинской и Свердловской областях. Сейчас их количество составляет 16 и 17 соответственно. Еще четыре моногорода находятся в Курганской области. С учетом введения критерия удаленности, в Свердловской области сразу шесть муниципалитетов могут потерять статус моногородов: Верхняя Салда, Верхняя Пышма, Верхняя Тура, Первоуральск, Ревда и Полевской. В Курганской области под удар попадут только Варгаши, а в Челябинской области все моногорода удалены на расстояние более 50 км от регионального центра.

Однако речь идет не только о занятости населения, но и дополнительном финансировании социальных проектов в таких территориях. Например, Фонд моногородов мог предоставить муниципалитетам льготные кредиты для реализации проектов в сферах ЖКХ и социальной инфраструктуры. В случае исключения из перечня возможность такой поддержки будет утрачена. В то же время среди основных проблем градообразующих предприятий эксперты выделяют сокращение продаж из-за снижения покупательской способности, падение выручки за отгруженную продукцию и рост дебиторской задолженности, сбои в поставках оборудования и комплектующих, а также увеличение их стоимости, убытки по кредитным обязательствам и сокращение экспорта продукции.

Депутат Госдумы седьмого созыва от Челябинской и Курганской областей Виталий Пашин отметил, что фонд ранее оказывал существенную поддержку моногородам, а ее лишение приведет к негативным социальным последствиям. "Градообразующие предприятия в монопрофильных территориях и так пострадали от пандемии, поэтому закручивать гайки сейчас неправильно. По сути, эти муниципалитеты лишили ожидаемых перспектив", – отметил депутат.

Экономист Андрей Песоцкий добавил, что сокращение количества моногородов укладывается в федеральный тренд по оптимизации институтов развития, анонсированный год назад премьер-министром Михаилом Мишустиным.

"Государство стремится сократить расходы, и в этом есть своя логика. Но есть и очевидные риски, так как, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и нескольких центров, города живут довольно скверно. Я не уверен, что такая модель сработает, так как центры, которые рассматриваются как привлекательные, тоже испытывают сложности. А для моногородов это может спровоцировать ухудшение качества жизни и отток населения", – считает эксперт.

Печальная участь на днях постигла другой институт развития – госкорпорацию "Роснано", которой грозит дефолт, и вполне вероятно, что спасать ее будут бюджетными деньгами. И таких примеров, когда мегапроекты закрываются, а от них остается лишь "дырка от бублика", хватает и на Урале. Одним из них является АО "Корпорация развития" (бывший проект "Урал промышленный - Урал Полярный"), которая финансировалась за счет бюджетов Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. В этом году было объявлено о закрытии корпорации, которая за время существования "съела" 30 млрд руб. своих акционеров. Депутат Тюменской облдумы Тамара Казанцева напомнила, что за время работы структура так и не смогла реализовать ни одного крупного проекта, при этом акционеры регулярно вскрывали неоправданно высокие расходы менеджмента.

Так что, с одной стороны, в работе институтов развития явно не хватает персональной ответственности, когда за неэффективное "освоение" средств практически никогда и никого не спрашивают. В то же время, как указывают представители бизнес-сообщества, у государства есть значительные ресурсы, которые можно было бы направить на развитие территорий, однако приоритет отдается наполнению Фонда национального благосостояния. По данным на 1 сентября этого года, в фонде уже было более 14 трлн руб., а к 2024 году сумма должна вырасти до 23,3 трлн.



Евгений Иванов