Аналитика


ЮКОС продолжает борьбу и получает очередной отказ — теперь в суде США
Политика | В России | За рубежом

2 декабря апелляционный суд США отклонил очередное прошение бывших акционеров нефтяного гиганта ЮКОСА к России. Напомним, что просят они ни много, ни мало 50 млрд долларов. История эта долгая, в процессе ее выяснилось несколько интересных нюансов, как, например, то, что власти РФ готовы признать, что приватизация была "нелегальной" (читай бандитской) и потому платить владельцам ЮКОСа что-то бессмысленно, но при этом признание нелегальности приватизации в России дело сугубо избирательное, ведь не только хозяева ЮКОСа во время накопления первичного капитала испачкали руки по самые локти. Почему очередной "от ворот поворот" не станет последним и как к нему относятся в России, разбиралось Накануне.RU.

Апелляционный суд США отклонил иск экс-акционеров нефтяной компании ЮКОС к России на 50 млрд долларов, хотя в 2014 году Гаагский суд решил удовлетворить их прошение. ЮКОС обанкротился еще в 2007 году, и как началась история российского капитализма — с аукционов, где по бросовым ценам скупались государственные гиганты от промышленности и добычи сырья, так она и закончилась для ЮКОСА — имущество компании пошло с молотка, только бы покрыть долги.

Дочерние компании Group Menatep Limited — Hulley Enterprises (Кипр) и Yukos Universal Limited владели вместе 51% ЮКОСА и подали иск к России, требуя взыскать ущерб, тогда сумма компенсации была гораздо меньше $28,3 млрд, а общая, с учетом пенсионного фонда сотрудников, составила $33 млрд. Но несмотря на решения в Гааге, в РФ не спешили признать долг действительным, в одностороннем порядке экс-акционеры ЮКОСа пытались начать процесс приведения в исполнение в судах США, Франции, Бельгии, Германии и Великобритании решения Гаагского суда.

До 2014 года все было спокойно, но когда началась эпоха санкций после "крымской виктории", к делу горемык из ЮКОСа проснулся пристальный интерес США. Многие рассматривали решение Гаагского суда, как своего рода экономическую санкцию, но затем решение было отменено. Почему же сейчас США отказываются от этого давления, отклоняя апелляцию?

"В России уже давно приоритет суверенного права над международным, в этом контексте все и происходит, здесь ничего нового нет. Но это же долгосрочный инструмент давления на Россию, он, так или иначе, может появиться. В моменте это так, а в перспективе будет совершенно иначе, вполне возможно", — говорит политолог Дмитрий Михайличенко.

В свою защиту Россия представила в суде доказательства незаконной приватизации ЮКОСа. Многие внутри страны заговорили о пикантности сложившейся ситуации, мол, власти, наконец, готовы признать то, что скрывали все 30 лет — что приватизация государственной собственности в 90-ые проходила незаконно. Если есть прецедент, значит, должно быть продолжение? Но на этом история пока заканчивается — признание нелегальной приватизации в России остается сугубо избирательным, говорит Дмитрий Михайличенко.

Второй после санкций действенный механизм давления на неугодные правительства со стороны США — это поддержка диссидентов, и здесь непонятно, почему американцы не поддерживают "юковчан", ведь одиозный Михаил Ходорковский — один из самых активных акторов несистемной оппозиции, который так или иначе будет работать на демонтаж режима, напоминает эксперт Дмитрий Михайличенко:

"Проще говоря — враг государства, в терминологии Системы, поэтому здесь никаких компромиссов быть не может".

Экономист Василий Колташов соглашается, что Ходорковский был одним из главных оппонентов российской власти, но, по его мнению, это уже отыгранный материал. Для богемной оппозиции в тучные двухтысячные Ходорковский и мог кого-то вдохновить на подвиги, но в сегодняшних тяжелых экономических условиях простой россиянин обозлен на "богатую элиту, разграбившую страну".

(2004)|Фото: Накануне.ru

"Так называемые акционеры ЮКОСа выглядят чрезвычайно неприглядно в глазах российского общества, поэтому для Запада страдающий Навальный или жалующаяся Любовь Соболь гораздо ценнее как политический инструмент, чем Ходорковский. Дело было не только в уклонении от налогов, но и в истории с не деловой активностью Ходорковского и компании. Поэтому взять и сейчас им пообещать, что будут требовать с России деньги — это означает деньги не получить, потому что в России теперь внутреннее право выше международного. Если оно не будет специальным образом утверждено на государственном уровне, то и необязательно его выполнять", — говорит Василий Колташов.

Но составлять начинку неприятного и назойливого информационного шума экс-владельцы ЮКОСа на всякий случай продолжат, уверен эксперт, действенным ли будет этот шум? Вряд ли. Сейчас обострять борьбу между российским правительством и экс-акционерами политически невыгодно, так как это будет героизировать именно власть РФ, которая гордо откажется платить.

"Но информационная составляющая есть, потому что с точки зрения российского общества все выглядит примерно так: тот, кто воровал и присваивал себе национальные ресурсы, уклонялся от налогов в России и делал другие непотребные вещи. И любое правительство в России, любой кабинет, кто бы его ни возглавлял, кто скажет — "извините, нет", будет выглядеть заслуживающим уважения", — заключает Василий Колташов.



Александр Назаров