Аналитика


"Мы переходим к жизни по подписке": стоимость любых активов становится слишком дорогой
Экономика | В России

Уже 30 лет мы слышим про то, что советское производство было неэффективным и некачественным, а система снабжения приводила к дефициту. Под эти разговоры закрывались предприятия, а необходимые товары всё чаще ввозились из-за границы: одежда из Китая, автомобили из Японии и т.д. Под такое положение подвели термин "сырьевая держава", новая Россия нашла себя в международном разделении труда как поставщик нефти и газа. Но сырьё за границу сбывали крупные компании, а товары народного потребления во многом завозились силами малого и среднего бизнеса. Именно в бизнес власти советовали уходить учёным и учителям, недовольным своими зарплатами. Но теперь оказывается, что "заграница не поможет" — дешёвые китайские товары уходят в прошлое, а повышение цен практически на всё становится неизбежным. Об этом корреспондент Накануне.RU побеседовал с членом генерального совета Российско-Азиатского союза промышленников и производителей (РАСПП) Максимом Спасским.

Понятно, что прошлый год в торговле был непростым, но и наступающий тоже не задался, причем, с самого начала?

Максим Спасский, председатель в Доме российско-китайской дружбы(2021)|Фото: Максим Спасский— Бизнес интересует, как выживать в 2022 году, как сохранить и приумножить свои деньги. Бравурные заявления Набиуллиной, Грефа и прочих руководителей нашего финсектора не внушают какой-то надежды. Мы приходим в банк, видим ставки, по которым у нас принимают деньги, потом приходим в магазин и видим инфляцию, которая с каждым годом растет.

Основной малый бизнес — это торговля, магазины, киоски, ларьки, которые свой товар закупали в Китае. И у нас сейчас два фактора потенциально приводят к удорожанию цен. Первый — дорогие энергоносители. Мы видим, к чему это приводит — в Европе закрываются производства, в Китае — моратории и веерные отключения, когда заводы работают ограниченное количество времени. Второй "чёрный лебедь", который летит сейчас — это то, что происходит с Казахстаном. Президент этой страны поднял вопрос о том, что таможенная статистика двух стран сильно расходится — с китайской стороны приходит на миллиарды, а с казахской выходит на миллионы. Я приветствую историю с наведением порядка, я приветствую, что все будут поставлены в одинаковые условия, но надо понимать, что в итоге стоимость товаров возрастёт.

— Как это отразится на стоимости?

В прошлом году цена доставки товара из Китая колебалась от 3,5 до 4,5 долларов за килограмм. Уже перед новым годом цена доходила о 6,5-7 долларов. А с учётом перекрытия серых схем через Казахстан, вполне возможно, что этот ценник ещё вырастет. Может быть, на электронике это не очень отразится, но для объёмных, тяжёлых вещей это приведёт к кратному удорожанию. Перед малым бизнесом встаёт проблема выживания. Но, мне кажется, к следующему новому году это проблемой уже не будет, потому что малый бизнес к тому времени просто умрёт.

— Что же делать всем занятым в нём?

Единственная перспектива — развитие каких-то сервисов: доставка, уход за больными, стариками, там, где автоматизация невозможна, а добавленная стоимость формируется из самой услуги. А бизнес, построенный на дешёвой китайской продукции, в скором времени уйдёт в небытие. Думаю, малому и среднему бизнесу нужно присматриваться к сфере услуг.

— Но ведь необходимость в товарах всё равно останется...

В последнее время разница в цене между электронными площадками и офлайновыми точками продаж больших сетей постепенно нивелируется. А до маленьких производителей, у которых были свои небольшие сайты, ты просто дойти не можешь. Например, забиваешь в поисковике "хочу купить бритву", сначала появляется "Яндексмаркет", "Сбермаркет", "Алиэкспресс" и только на шестой-седьмой странице ты доходишь до какого-нибудь местного сайта, на котором действительно хорошая цена.

Крупные торговые площадки забрали все первые рейтинговые строчки. А когда маленький продавец приходит — он вынужден поднимать свою цену и закладывать комиссию этой площадки. Бессмысленно делать свои собственные сайты, меняется сама технология продаж. Из каких-то сегментов малый бизнес выдавливают крупные поставщики, потому что они проводят закупки оптом и контрактуются надолго. Это как с газом в Европе — тот, кто покупал у "Газпрома" по долгосрочным контрактам, сейчас в выигрыше, а тот, кто покупал на спотовых рынках, имеет дорогую цену. Так и с товарами народного потребления — маленьких игроков просто вышвыривают с рынка, потому что крупные сети закупают напрямую, огромными партиями.

— Если большие сети станут продавать товары дешевле и эффективнее, то какая разница потребителю, где покупать?

Как только исчезнет конкуренция — цены пойдут вверх, вот и всё. Почему сейчас крупные сети вынуждены подстраиваться, проводить распродажи, иногда снижая цены неэффективно и просто обманывая потребителя? Они сейчас знают, что поток покупок идёт в интернете у небольших компаний. А когда этого не станет, они просто поднимут цены. Когда в прошлом году был дефицит автомобилей, не было задачи бороться за клиента, надо было просто сказать, что у тебя автомобиль в наличии. И ты приходил, и тебе на этот автомобиль навешивали всяких допуслуг, потому что у тебя просто не было другого шанса купить.

— Получается ситуация, аналогичная казахстанской, когда население беднеет, а цены стремительно растут?

Да, а с другой стороны есть люди, которые сидят на больших контрактах, сидят на потоках и богатеют. Происходит расслоение общества, сокращение среднего класса. Если вспомнить девяностые или нулевые, то артисты за копейки пели на эстраде. Мелкий лавочник мог себе заказать "Дискотеку авария" или "Блестящих", и они пели для него за 1,5-3 тысячи долларов, а для него это, условно, был часовой заработок. Сейчас происходит перераспределение, и в первую очередь начнут страдать селебрити, которые показывали нам свою красивую жизнь в "Инстаграме". Просто потому, что на них не будет денег у людей.

У большинства уже хватает только на еду и на лекарства. Наша жизнь переходит на подписку: стоимость квартиры, автомобиля, любого актива становится настолько дорога, что ты не имеешь возможности взять в собственность, а только в аренду. У нас скоро не будет своей квартиры, своей машины, загородного дома с участком для картофеля.

— Значит, в отличие от девяностых, когда люди грезили надеждами на скорые перемены к лучшему, сейчас и надеяться не на что?

В сегодняшних условиях кризис — это не возможность. Страшно то, что сейчас у людей и перспектив-то нет. Пугает виртуализация жизни, то, что люди рассматривают виртуальные активы в мета-вселенных как предмет инвестиций. Страшит и то, что пузырь стройки когда-то лопнет. Это как-то двигало экономику, но дома строят за полгода, а цена жилья при этом не падает. Мы живём в период "пузырей", и когда они лопаются, это затрагивает всё общество.



Павел Мартынов