Аналитика


Станислав Сливко: "Триумфальная ложь" — зачем хабаровчан вводят в заблуждение?
Экспертное мнение | Дальневосточный ФО | В России | Хабаровский край

Моя статья об установке в Хабаровске "триумфальной арки" в честь царской семьи вызвала определенный резонанс, из-за чего руководитель инициативной группы по установке арки А. Никонов счел нужным ее прокомментировать, "разложив все по полочкам". Что ж, у А. Никонова это получилось, за что я ему очень благодарен. Ведь теперь для меня стало окончательно ясно, какую тактику избрала инициативная группа, чтобы достичь своей цели. Предлагаю разобрать аргументы А. Никонова.

ответ Никонова про арку(2022)|Фото: Станислав Сливко

1. Первым делом А. Никонов предпочел заявить, что истинная цель установления арки – "восстановить историческую справедливость и воссоздать частичку дореволюционного прошлого Хабаровска". И, дескать, он никогда и нигде не говорил о том, что цель установки арки – призыв к покаянию за свержение самодержавия и убийство царской семьи. Однако, сам Никонов в речи при открытии памятного камня в честь установленной в 1891 году арки сказал следующее: "На Триумфальной арке будут размещены лики святых мучеников царской семьи, которые будут смотреть в сторону города". Вряд ли А. Никонову неизвестно, что основным мотивом канонизации и почитания семьи Николая II был мотив покаяния. Еще в 1993 г. патриарх Алексий II в "Послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и его Семьи" принес покаяние "за грех цареубийства от лица всей Церкви" и призвал к покаянию "весь наш народ, всех чад его".

Насчет исторической справедливости и воссоздания "частички дореволюционного прошлого Хабаровска". На аутентичной арке, установленной в Хабаровске 1891 году, не было изображения "святых мучеников царской семьи". Прежде всего потому, что никакой семьи Николая тогда не было и в помине – цесаревич побывал в Хабаровске, будучи неженатым. Его женитьба состоялась только в 1894 году, а в 1895 году на свет появилась первая дочь Ольга. Смысл арки, установленной в 1891 году – приветствие наследника престола. Смысл той, которую пытается навязать хабаровчанам "инициативная группа" – покаяние за убийство царской семьи и "революционные грехи". Разница в смыслах колоссальная.

Не было на арке и "композиции Покрова Пресвятой Богородицы", которую также планирует там разместить инициативная группа во главе с А. Никоновым. Более того, сама арка стояла в том месте, где сейчас проходит проезжая часть, а установить новодел нам предлагают в 10-20 метрах от ее прежнего расположения. Вместо дерева "инициаторы" предлагают антивандальный сверхпрочный материала, а сам предполагаемый облик арки лишь отдаленно напоминает то сооружение, что было воздвигнуто к визиту цесаревича. Где же тут частичка истории и восстановление справедливости? Их здесь нет. Поскольку цель совсем другая.

В 2017 году, когда инициативную группу по установке арки возглавлял не А. Никонов, а Е. Казакова, которая и сейчас состоит в группе, предложение об установке "покаянной арки" обсуждалось на заседании Президиума Хабаровского краевого совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Мне довелось присутствовать на этом заседании. Е. Казакова обратилась к ВООПИиК с просьбой поддержать установку арки и изложила свои аргументы именно в том смысле, о котором написано выше. А именно – арку планировалось установить к 100-летию расстрела царской семьи, чтобы успеть к участию во всероссийской акции памяти и покаяния. По словам Е. Казаковой, некие состоятельные и влиятельные люди, а также организации готовы были профинансировать установку арки. Тогда Президиум краевого совета ВООПИиК отказался поддерживать эту инициативу, поскольку большинство членов Президиума не пожелали под видом заботы об историческом облике Хабаровска призывать хабаровчан к покаянию и способствовать политической реабилитации монархии. Как видим, А. Никонов, встав во главе инициативной группы, урок усвоил и всюду уверяет хабаровчан, что арка ничего общего с покаянными мотивами не имеет… Однако факты говорят совсем о другом. И сам А. Никонов в своих публичных выступлениях весьма плохо маскирует свои истинные цели.

2. А. Никонов предпочел откреститься от организации "Двуглавый орел" (ныне "Царьград") – дескать, сейчас он не возглавляет местное отделение этой организации. Но если открыть сайт "Царьграда", то мы увидим имя и контакты А. Никонова в разделе "Регионы" напротив Хабаровского края. А на страничке Хабаровского отделения "Двуглавого орла" в ВК именно А. Никонов значится руководителем этой организации в крае. Получается, А. Никонов прекратил руководить Хабаровским отделением организации, а местные активисты и центральное руководство об этом не знают? Интересная картина получается… Но даже если не обращать внимания на эти "незначительные" факты, А. Никонов основал отделение "Двуглавого орла" в Хабаровске и руководил им на протяжении нескольких лет, разделяя цели и задачи организации, ее идеологию. И именно эта организация, по "случайному совпадению", наиболее активно пропагандировала идею установления арки в Хабаровске и продолжает это делать. О том же, что представляет собой "Двуглавый орел" (ныне "Царьград"), можно составить собственное мнение, зайдя на их сайт, почитав манифест, материалы и новости: https://rusorel.info. Не помешает также присмотреться к фигуре руководителя "Царьграда" – К. Малофеева.

контакты региональные отделения(2022)|Фото: vk.com/rusorel_khv

3. Далее А. Никонов заявляет: "Если мы будем решать судьбу памятников по принципу того, вызывает данная историческая личность споры или нет, то нам придется снести все памятники Ленину в России, которые стоят на каждом шагу". Налицо попытка подменить понятия и сместить фокус внимания. Памятники Ленину, установленные в советское время, принадлежат советской эпохе и олицетворяют ее, это памятники истории и культуры советского времени. Иными словами, это объекты культурного наследия советской эпохи. Вопрос об их сносе, демонтаже или уничтожении не стоит в повестке дня. Более того, есть соответствующий федеральный закон об охране объектов культурного наследия. Между тем, А. Никонов и его коллеги предлагают нам установить новый монумент с вполне определенным идеологическим подтекстом. Это не исторический памятник, а обычный новодел. И это уже дело современности, а не прошлого. Хотя, слова А. Никонова и огромное количество материалов/заявлений/акций общества "Двуглавый орел" ("Царьград") дают нам понять, что и он сам, и его коллеги готовы без тени сомнения стереть любое упоминание о Ленине из нашей топонимики, а памятники Ленину уничтожить. Что ж, не они первые. Этим занимались многие - от гитлеровцев на оккупированных территориях СССР до украинских националистов, устроивших "Ленинопад" в 2014-2015 годах.

4. Рассуждения А. Никонова о правительственном терроре в период правления Николая II, причинах и предпосылках российских революций, красном и белом терроре в период Гражданской войны, о личности Николая II выдают в нем человека, который не знаком с ключевыми научными публикациями по этим темам (говоря языком профессионалов, с историографией этих научных проблем), комплексами исторических источников и методологией истории. Это не случайно, поскольку А. Никонов не историк, а юрист по образованию. Но, я полагаю, А. Никонову необходимо знать, что история – это наука. И ее научный статус ничуть не меньше, чем у физики, химии, филологии, юриспруденции. Чтобы "разбираться в истории", мало прочесть учебник или статью в интернете, посмотреть видео на You-tube или интересную книгу. Для этого надо учиться и весьма серьезно. Если у А. Никонова есть желание, факультет востоковедения и истории Пединститута ТОГУ проводит прием абитуриентов и на бакалавриат, и в магистратуру.

5. Самое интересное во всей этой истории, что А. Никонов не удосужился вникнуть в суть мною написанного и понять, что цель моей статьи – вовсе не в том, чтобы ни под каким видом не допустить установки арки в честь Николая II в Хабаровске. Напоминаю А. Никонову, что я считаю вполне приемлемым установление точной копии той арки, которая была возведена к моменту визита Николая в Хабаровск в 1891 году, но на территории исторического парка, который должен быть создан для размещения копий тех историко-культурных объектов, которые на настоящий момент утрачены, в том числе и относящихся к советскому времени. Например, памятников И.В. Сталину, демонтированных после ХХ съезда КПСС. И арка в честь приезда цесаревича, и православные храмы Хабаровска, и памятники И.В. Сталину, и снесенное не так давно старое здание аэропорта – все это и многое другое было в истории нашего города, значительно влияя на его историко-культурный ландшафт. И хабаровчане вправе знать, как выглядели эти культурные объекты. Это элементарная объективность. Но из всей этой идеи А. Никонов увидел только памятники Сталину, доверительно поведав своим читателем, будто я являюсь сторонником и едва ли не организатором установления памятника И.В. Сталину в Хабаровске. Снова искажение слов и вырывание их из контекста.

6. И, наконец, самое "горячее", а именно – политика. Сразу в нескольких местах своей заметки А. Никонов упоминает, что я коммунист (причем в некоторых местах почему-то "экс-коммунист"). И, следовательно, все, сказанное мной, неизбежно несет на себе печать идеологии и политическую ангажированность. Информирую А. Никонова, что Н.М. Карамзин был монархистом, П.Н. Милюков либералом, М.Н. Покровский коммунистом и все вместе они были выдающимися российскими историками. Следовательно, есть профессионализм и научная квалификация, а есть политические убеждения. Всё-таки это разные вещи. Каждый ученый, в том числе и историк, может быть коммунистом/анархистом/либералом/монархистом, но отнюдь не каждый коммунист/анархист /либерал /монархист может быть историком. Для этого нужна специальная подготовка. Но А. Никонов этого не видит, поскольку профессионального исторического образования не имеет.

Своих политических убеждений я никогда ни от кого не скрывал. Да, я коммунист. Но все мои соображения, изложенные в статье – это, прежде всего, взгляд историка на проблему сохранения историко-культурного наследия г. Хабаровска. А эта проблема колоссальна. И сохранить исторический облик Хабаровска, на мой взгляд, можно только так:

1. Реставрируя существующие памятники истории и культуры и бережно их сохраняя

2. Создавая копии безвозвратно утраченных памятников истории и культуры, размещая их в специально созданном историческом парке.

Этот подход признан и поддержан представителями профессионального сообщества историков Хабаровска.

Но без поддержки государства всё это невозможно реализовать. Историки могут бесконечно говорить об этом, но без деятельного участия органов государственной власти сохранить памятники истории и культуры Хабаровска нельзя. У самих историков нет для этого ни полномочий, ни средств.

И вот здесь хотелось бы затронуть еще один любопытный момент. А. Никонов – член "Единой России". Он избирался от этой партии в Хабаровскую городскую думу в 2014 году и до 2019 года был депутатом. Обладая властью, А. Никонов и пальцем не пошевелил для того, чтобы памятники архитектуры дореволюционного времени были сохранены для потомков. Я внимательно изучил сайт Хабаровской городской думы, городские и краевые электронные СМИ, интернет-ресурсы партийных отделений "Единой России" в Хабаровске и Хабаровском крае, но ни одной инициативы А. Никонова в этом направлении не обнаружил! Ни одного голоса в защиту этих действительных свидетелей эпохи от депутата А. Никонова не раздалось. И этот факт еще одно свидетельство в пользу того, что для А. Никонова "сохранение исторического облика города" – обычная ширма для реализации своих политических амбиций? Поскольку, имея в своих руках рычаги власти, никаких реальных шагов для сохранения этого облика за 5 лет своего депутатства А.Никонов не сделал? Впрочем, свою оценку депутатской деятельности А. Никонову дали избиратели 6 одномандатного округа г. Хабаровска. В 2014 году за него на округе проголосовали 1523 человека, а в 2019 году – 596 человек. Утратить доверие 2/3 избирателей и не избраться по тому же округу в городскую думу – это тоже результат деятельности.

И все же, если А. Никонов и его коллеги всерьез озаботятся сохранением исторического облика Хабаровска и перестанут вводить хабаровчан в заблуждение, пытаясь под видом "восстановления исторический справедливости" реализовать свои политические цели, они всегда найдут в моем лице человека, готового им в этом помочь. Сохранение памятников истории и культуры должно быть общим делом – это моя принципиальная позиция.

Станислав Сливко, кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной и всеобщей истории Пединститута ТОГУ, член Президиума Хабаровского краевого Совета ВООПИиК