Аналитика


Для идеологии реставрации не хватало лишь одного пазла — признания останков Николая II?
Вехи истории | Свердловская область | В России

Следственный комитет в очередной раз подтвердил подлинность останков семьи отрекшегося императора Николая II, найденных под Екатеринбургом. На "Первом канале" вышел документальный фильм "Дело Романовых. Следствием установлено", там старший следователь по особо важным делам при председателе СК Марина Молодцова сообщает, что проведенные следствием экспертизы подтвердили подлинность останков.

"Выводы современного следствия совпали с выводами историко-архивной экспертизы о том, что в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в доме Ипатьева в городе Екатеринбурге были расстреляны император Николай Второй, его супруга Александра Федоровна, четверо их дочерей — Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, их сын Алексей и те лица, которые остались им верными до конца", — сказано в фильме.

РПЦ до сих пор не признавала подлинность, но вот в январе 2022 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) заявил, что, на его взгляд, "ничего сегодня не мешает признанию подлинности екатеринбургских останков".

По его мнению, у членов Священного синода РПЦ "не осталось сомнения в их подлинности, но решение должно быть за высшим руководством Церкви, а высшее руководство Церкви — это Архиерейский собор".

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2017 года(2017)|Фото: bogoslov.ru

Как мы писали ранее, есть несколько версий, почему РПЦ не хотела признавать "мощи" – начиная с "мистической", что святые мощи не подвержены разложению (если это действительно останки Николая II, то у части верующих появятся вопросы по части канонизации), РПЦ же признает официальной версию, что тела были облиты кислотой на Ганиной Яме, потому от них ничего не осталось. Но эта версия давно отметена учеными и экспертами в области криминологии. Исследователи не отрицают присутствие некоторого количества кислоты, полученной в распоряжение тех, кто занимался захоронением, но отметают версию с "кислотным исчезновением" – для того, чтобы уничтожить 11 тел серной кислотой, понадобилось бы не менее цистерны этой жидкости. Также следователи напоминают, что для полного уничтожения фрагментов тел понадобилось бы около четырех суток, которых не было. Сжечь тела тоже не так просто, особенно на открытом воздухе, а если бы применили кислоту для разведения костра – все участники мероприятия отравились бы сами от кислотных паров.

Но то, что авдонинская находка подлинная, в РПЦ признавать не хотят по многим причинам, в том числе потому, что обидно услышать от официальных органов такие выводы в день, когда сотня тысяч верующих проследует по традиционному пути от дома Ипатьева, ныне Храма-на-Крови, до Ганиной Ямы, дорогого монастырского комплекса, давно собирающего туристов и паломников на своей территории. Что же, все они ходили туда зря, начиная с 1990-х? А что еще страшней для верхушки РПЦ – неужели они сами все это время были неправы?

В беседе с Накануне.RU экс-дьякон Андрей Кураев говорилют, что не вспомнит и случая, когда для признания чьих-то мощей созывали Архиерейский собор, стольких "сказочных персонажей" канонизировали без собора, взять тех же Петра и Февронию, а здесь речь не о канонизации даже, а о простом признании.

"Патриарх всегда прав. В данном случае патриарх Алексий с подначки других членов Синода решил, что называется, оказать сопротивление Правительству Российской Федерации, комиссии 1990 года по останкам. Был демонстративный отказ патриарха Алексия участвовать в погребении в Петропавловском Соборе. А сейчас вдруг окажется, что надо признавать на весь мир, что это была ошибка", — сказал экс-дьякон.

История с царской семьей — это ключевой элемент той системы фальсификации истории, которая сложилась в нашей стране, говорит в беседе с Накануне.RU историк Александр Колпакиди, эта система, по мнению эксперта, создана определенными лидерами РПЦ, но не они ее придумали, они лишь получили "в наследство" от зарубежной церкви, которая сотрудничала и с фашистами в годы Великой Отечественной войны.

Русская церковь причислила Николая II и членов его семьи к лику святых ещё в 2020 году. После вскрытия захоронения под Екатеринбургом останки членов императорской семьи захоронили в усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга, но РПЦ постоянно заявляла, что это какие-то другие останки. Мученическая смерть бывшего императора стала основанием для появления своего рода царебожия.

Крестный ход в женском монастыре "Спорительница хлебов"(2020)|Фото: Накануне.RU

"Царебожие возникло как секта за рубежом, — напоминает Александр Колпакиди. — Она возникла в среде мракобесной части эмигрантов, которые также активно сотрудничали с иностранными спецслужбами против советской России — в годы Великой Отечественной войны именно эта прослойка эмигрантов чуть ли не присягала Гитлеру, во время Холодной войны они сотрудничали уже с американцами. Поэтому у нас долгое время эту секту осуждали, долгое время, можно сказать, до последних пор, сейчас это становится мейнстримом".

Эксперт также отмечает, что история одной семьи, пусть даже имевшей царское происхождение, совершенно несправедливо вырывается из контекста той исторической эпохи и происходивших тогда событий.

"В те самые дни, когда убивали бывшую уже на тот момент царскую семью, по всей Сибири, Дальнему Востоку происходил захват власти интервентами белочехами, их пособниками — казаками, белогвардейцами и шел массовый белый террор. Были убиты тысячи руководящих работников местных администраций, партийных деятелей, большевиков, левых эсеров, среди них были женщины, молодые девушки, подростки — про этих женщин, подростков, девушек никто никогда не вспоминает в наше время и вспоминать не хочет. За более, чем 30 лет демократии нам рассказывают только про одну семью, а про остальные вам рассказывать не хотят. Это очень циничная и хамская позиция", — считает Александр Колпакиди.

екатеринбург мужской монастырь ганина яма(2009)|Фото: Накануне.ru

По мнению эксперта, интерес здесь чисто меркантильный и политический, РПЦ, раздувая тему императора, выслуживается перед властью, показывает, как хорошо она заменяет идеологический отдел ЦК КПСС.

Для чего понадобилось разыграть финал драматической истории об останках именно сейчас, в наше неспокойное время, когда власти готовятся к транзиту или к его отмене? И почему вдруг РПЦ высказывает готовность к этому? Сейчас такое "признание" только усилит идеологию патриотизма, предотвратит любые недовольства, как незаконные выпады против государственности.

Также возможно, что признание останков семьи бывшего царя (он отрекся от власти еще до ссылки и уже не был императором на момент казни) станет новым витком для чествований, церковных праздников, балов во имя Романовых для элиты. Кстати, не зря в прошлом году отметили "День империи", а "потомки" Романовых венчались с почетным караулом, не зря проходили и званые ужины для аристократии, и балы — для идеологии реставрации не хватало лишь одного пазла — признания останков царя Николая II?



Александр Назаров