Аналитика


Илья Гращенков: Кремлю отчаянно не хочется возвращаться к делу Янгулбаевых
Экспертное мнение | В России | Северо-Кавказский ФО

Петиция за отставку главы Чечни Рамзана Кадырова набрала уже более 100 тыс. голосов. Но власти не видят митингов, не слышат видеообращений и уже и петиции не считают чем-то значимым. Накануне пресс-секретарь президента назвал петицию за отставку Кадырова безличной, созданной от имени "ботов". Как тогда гражданам в массе проявлять несогласие по каким-либо вопросам, или граждане государства теперь тоже считаются "ботами"? Своим экспертным мнением о ситуации с петицией в беседе с Накануне.RU поделился политолог Илья Гращенков.

— Петиция — это, скорее, медийная история — показать, что есть люди, которые резонансно отнеслись к поведению Кадырова, и пытаются донести свою позицию до власти. Но, действительно, институт петиции в последнее время серьёзно утратил свой статус. Когда-то на заре, когда было "открытое правительство", была история, что если она наберет столько-то голосов, то её рассматривают, ещё столько-то — и она вводится как законопроект и так далее. Сейчас ничего такого нет, то есть все петиции утонут в молчании. И в данном случае, конечно, тоже она потонет.

Но с другой стороны, да, конечно, дело с Янгулбаевым резонансное, достаточно много громких реакций было. Я думаю, власти проведут какую-нибудь социологию, и уже исходя из неё поймут, какое отношение людей к произошедшему и как надо ситуацию выправлять. На данный момент мы видим, что для Кремля это досадная история, которую хотят как-то забыть, не возвращаться к ней. Поэтому, конечно, лишний раз никто её будировать не будет, пока за ней не стоит какой-то если не социальный взрыв, но социальная реакция, которую нельзя будет игнорировать.

Как быть? Как обычно. Всё меряют в масштабах страны. Даже когда какие-то митинги собирались, им говорили — что такое 100 тысяч на 145 миллионов? — это меньше процента.

Так и здесь. Что такое сто тысяч подписей? Это какие-то "интернет-пользователи напополам с ботами" — так это пытаются объяснить. Я удивлён ещё, что это не объявили происками агентов. Реакция понятна. Если кто-то пытается эту ситуацию расшатывать, значит, он это делает "не из личных убеждений, а из чуждых ценностей, или злого умысла" или чего ещё.

Конечно, все понимают, что эта двоякость в отношении одних субъектов, кому что можно, а кому нельзя, она людей раздражает. И вообще сейчас тема культурной разницы, как в нулевые годы, начала вдруг возвращаться. Поэтому, конечно, определённое напряжение и возникает.

Коллаж, Рамзан Кадыров, Сайди Янгулбаев(2022)|Фото: Накануне.RU