Аналитика


"Все стены уже обвешаны ружьями, и деэскалации не предвидится"
Политика | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Донецкая Народная Республика

Вокруг Украины и якобы нападения России нагнали такую истерию, что Киев накануне 16 февраля, даты предполагаемого вторжения, стали покидать послы разных стран и украинские олигархи. Однако 15 февраля российские войска принялись отходить от границы и, как будто, ситуация стабилизировалась. Впрочем, история еще далеко не окончена, Госдума приняла обращение к президенту для признания ЛДНР, которое пока остается "на рассмотрении". О том, происходит ли деэскалация конфликта и за кем следующий ход, Накануне.RU побеседовало с политическим обозревателем Константином Семиным.

Прежде всего, интересно, какую роль в этом процессе играет Сурков и его статья, вышедшая накануне "часа икс"?

— Мне кажется, Сурков не может уже считаться рупором власти, он лишь жадно ловит, как и все мы, воздух носом и пытается подстроиться под ту волну, которая кажется ему актуальной. Хотя, может быть, кому-то его аналитика и покажется таковой, а он таким образом вновь обеспечит себя работой. В целом я не думаю, что это та кофейная гуща, смотря на которую, мы должны сейчас строить предположения. Хотя мы помним давний разговор с Бородаем, где он сказал, что Америка будет пятиться, а Россия будет подбирать вываливающиеся из ее пасти куски географической карты. Возможно, так он себе и видит происходящее.

Можно ли сказать, что началась деэскалация конфликта?

— Вряд ли произошла деэскалация, хотя, насколько я могу судить о настроениях в тех царственных пределах, куда я когда-то корреспондентом был допущен, вряд ли кто-то там откажется от удовольствия выставить Байдена болтуном. И что бы ни планировалось, в ближайшие дни они постараются всеми силами ничего не допустить просто для того, чтобы эта истерика и нагнетание, исходящие из западных столиц, выглядели профанацией, а доверие к западным центрам силы было подорвано.

Понятно, что и эвакуация послов, и направление дополнительных сил и средств на Украину — это все делается не ради красного словца и того, чтобы потроллить Владимира Владимировича. Он тут вспоминал присказку "нравится, не нравится...", так вот я боюсь, что у нас может появиться новая поговорка — "нравится, не нравится — полезай в кузов". Думаю, что мы ближе теперь к такой формулировке. И поскольку все стены, как я говорил, обвешаны ружьями, вероятность того, что хотя бы одно из них выстрелит, по-моему, крайне велика.

Накануне.ru(2009)|Фото: Накануне.RU

То есть это в некотором смысле демонстративная деэскалация?

— Западные партнеры отмечают, что отвод войск никого не убеждает, потому что отводится около 10% от общего контингента, параллельно проводятся учения, невиданное скопление кораблей в Черном море, все под ружье. И меня во всем происходящем удивляет только одно — мы привыкли, наша история нас научила, что войны начинаются, как правило, внезапно. Здесь же о войне говорят уже около 3-4 месяцев, анонсируют ее каждое утро, от чего все давно устали. Даже валюты устали взлетать и падать от каждого заявления Госдепа или МИДа. И тем не менее, несмотря на то, что такая клоунада продолжается (а мы можем, оглянувшись на недавнее прошлое человечества, привести множество примеров такой клоунады — и пробирка с алюминиевым порошком тут вполне уместна), мы живем в мире, где очень тонкая грань между развлечениями и войной.

Но предпосылки для войны никуда не исчезли, и за всеми этими милыми отшучиваниями в действительности стоят все те же неразрешимые противоречия между капиталистическим западным миром и новой российской буржуазией, выросшей с 90-го года. Эти противоречия, как мне кажется, иным способом сейчас разрешены быть не могут. Поэтому если за кулисами не произойдет сделки, если все, что мы видели, не окажется блефом и шантажом, а пока поводов так думать я не вижу, то я думаю, что не избежать мордобоя и кровопролития.

Признание ЛНР и ДНР тоже может быть частью сделки?

— Мне казалось, что будет заключена сделка, стороны нащупают какой-то компромисс, о чем совершенно не обязательно сообщат широкой аудитории, но как-нибудь паны договорятся. После того, как 9 часов заседали с Зеленским, и он отказался продлить жизнь "Минским соглашениям", после того, как вышел Козак и сказал, что мы все вернулись в 2015 год, стало ясно, что, видимо, не удалось договориться.

Нынешний реверанс Госдумы — это ведь все-таки не закон о признании, это проект постановления с текстом обращения к Путину с призывом признать. Кстати, я думаю, все обратили внимание, как синхронно ушли друг за другом лидеры главных парламентских фракций — сначала Жириновский, потом Зюганов, потом Васильев. Хочется думать, что это все относится исключительно к ковиду и росту заболеваемости им, но, возможно, дело и в чем-то другом.

Ну, а проект постановления по поводу признания — это все-таки немножко не то, что полноценное признание. В любом случае мы видели ответ украинского МИДа, что если оно последует, то будут и последствия. Какие? Я думаю, это надо спрашивать уже не у Зеленского — он тут, скорее, "прокладочную" функцию выполняет, — а у тех, кто сочиняет программу для него. А что там действительно задумано, сказать сложно.

джо байден, владимир зеленский(2021)|Фото: пресс-служба президента Украины

Ясно, что если начнут стрелять, то уже минут через 30 будет сложно разобраться, кто первый. Это такая конструкция мясорубки, что непринципиально, кто потянет за рычаг. Важно, что будут заряжать ее человеческим мясом с обеих сторон. И естественно, все стороны будут обвинять друг друга. Все это может привести к большим человеческим жертвам, но все это будет отсутствовать в международном информационном поле. А вот когда последует реакция, то это сразу будет преподноситься как агрессия, как было в случае с Южной Осетией.

Как вы считаете, есть ли альтернативные сценарии развития событий? Или противоречия слишком сильны?

— Возможны и разные другие сценарии. Я, в отличие от 2014-2015 годов, не могу уверенно говорить о том, на чьей стороне правда. Тогда ситуация лично мне казалась очевидной, недвусмысленной — когда люди, вышедшие на улицы Донецка и Луганска, пытавшиеся установить свою власть, изъявлявшие свое право на самостоятельное развитие, руками останавливали танки — тогда казалось, что все понятно и очевидно, кого нужно поддерживать. А сейчас, наблюдая физиономию Дениса Пушилина, понимая, какие олигархи с одной стороны загребают жар, какие с другой, я вижу, что правды здесь, к сожалению, нет нигде вообще.

А если нужны какие-то верные признаки усиления противоречий, то бегство с Украины даже не посольств, а крупнейших предпринимателей, тамошних олигархов — думаю, это те самые первые жирные ласточки (или стервятники), которые спасаются бегством.

Денис Пушилин(2022)|Фото: скриншот RT

Итак, часть войск отведена от границы, в Госдуме рассмотрели постановление с обращением, на чьей стороне сейчас мяч?

— Я думаю, что инициатором всей этой ситуации выступает все-таки Запад, и он в положении атакующего. Потому что объективно Запад страдает от перераспределения полномочий в мире больших денег, от того, что растет и претендует на все большее Китай, поэтому для Запада, для США, для империалистического гегемона время постепенно уходит. Им нужно действовать быстрее, чтобы не допустить разрастание угрозы. И они действуют на разных фронтах, не забывают подразнить и "китайского дракона". Поэтому они будут выступать в роли атакующей стороны, но это вовсе не означает, что у нашего капитала и у капитала китайского нет своих аппетитов. Так что нет здесь правых, а виноватых полно.



Федор Мелехов