Аналитика


Не безработный, а самозанятый?
Общество | В России

Минтруд России планирует подготовить новую редакцию закона "О занятости населения в Российской Федерации". Главное, что волнует ведомство, это правовой статус самозанятых граждан, которые работают на цифровых платформах, а за последние два года этот "кластер" значительно увеличился, и многие трудящиеся там находятся в "серой" зоне для налоговиков.

Пора исправлять? Государство обратило свой взор на скромных самозанятых якобы для того, чтобы осчастливить их нормами по времени работы и отдыха, оплате услуг, а также скорректировать проблему доступа к социальным гарантиям, в числе которых пенсионные права, различные пособия. Вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин в беседе с Накануне.RU рассказывает о новой концепции закона и о трех основных моментах, на которые стоит обратить внимание.

— Как вы считаете, какая главная цель нового закона определить, что такое теневая занятость, уточнить правовой статус самозанятых граждан, проработать правила и условия труда для них?

Госдума, Олег Шеин(2018)|Фото: duma.gov.ru— Действующий закон о занятости фактически людям не помогает, и от этого закона толку особо нет. По действующему закону о занятости минимальное пособие по безработице 1,5 тыс., максимальное — независимо от заработной платы 12 тыс. руб., платится оно полгода, причем, если человек отказался от предложения на бирже труда, оно может сниматься раньше, а причины отказа могут быть самыми разными, например, работа на другом конце города за те же самые 12 тыс. И человеку нет смысла идти на такое решение, потому что он больше потратит на проезд. Почему в стране такие низкие пособия? Дело в том что фонд страхования, через который платятся пособия по безработным, это страховой фонд. Он финансируется не за счет бюджета, бюджет чуть-чуть покрывает дефицит, а он финансируется в первую очередь за счет страховых взносов с работников.

— Что не так с Трудовым кодексом у нас сейчас, раз нужны корректировки?

— Поскольку Трудовой кодекс у нас оказался много лет назад практически разрушен, у работников особых трудовых прав нет, в стране процветает неофициальная занятость. По оценкам Росстата, в прошлом году "черная занятость", то есть без составления трудовых договоров, охватывала примерно 14,5 млн человек или примерно столько же людей в ситуации, когда человек работает официально, но там прописана только минималка, а большая часть зарплаты идет неофициально. Естественно, с этих денег бизнес получает больше прибыли, работники же трудятся без прав, а Фонд социального страхования оказывается без денег. По этой причине, скажем, за границей, в Евросоюзе, в среднем на проценты безработицы тратится примерно 1% ВВП, в России это был бы 1 трлн 200 тыс., но в России тратится в пределах 100 млрд. То есть в Европе 1% ВВП — у нас 0,07% ВВП.

— Что же теперь будет переделывать Минтруд?

— Есть три базовые вещи. Начнем с той же самой неофициальной занятости, Минтруд совершенно логично предлагает определить ее характер, потому что есть много вопросов, например, когда человек работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, один день в неделю — он кто? Он безработный или нет? У него какой статус? Таких нюансов очень много, но возникает другой вопрос — что со всем этим делать?

"Справедливая Россия" многократно предлагала в Госдуме вводить санкции для бизнеса, надо просто фирмы, которые используют неофициальную занятость, а по отношению к конкурсам, по сути, демпинг — оттащить от бюджетной кормушки, не использовать неофициальные трудовые отношения, близко такой компании не должно быть ни на одном государственном подряде, ни на одной муниципальной закупке, никаких налоговых льгот тоже. Позиция же правительства РФ — наказывать работников.

— В каком смысле?

— Вот возьмем известные выплаты на детей от 3 до 7 лет — сейчас права на них лишились семьи, где хотя бы один из двух родителей не имеет официальной работы. То есть наказывают не тех, кто увеличивает за счет неофициальной занятости свои доходы — капитал, а наказывают сотрудников, которым и так несладко, а теперь они лишись еще и такой поддержки.

Криптобиокабина в МФЦ Екатеринбурга(2022)|Фото: Накануне.RU

— А что касается самозанятости?

— Это второй блок. К чему такой статус — человек так себя легализовывает, платит за год 4 тыс. руб., но при этом статус самозанятого не дает ни права на пенсию, ничего другого. Минтруд решает по самозанятым, чтобы обеспечить им право на пенсию, и это правильное решение, но это правильное решение очевидно будет сопрягаться с историей взноса в пенсионный фонд. Не ИП-шники, например, минимальный взнос в Пенсионный фонд осуществляют в размере 40 тыс. руб., то есть 3,5 тыс. в месяц, и у них поэтому есть право на пенсию, они могут и больше платить, будет пенсия больше. Возникает вопрос — как быть в этом случае по самозанятым? Да, на них будет распространяться право на пенсию, но, соответственно, это вопрос тогда, наверняка, будет сопряжен со страховыми взносами.

— И третий момент, вы говорили?

— Да, наконец, третья позиция, где однозначно, я уверен, профсоюзная сторона скажет слово "нет" — это позиция называется "заемный труд". Человек приходит в агентство по найму, заключает договор с ними, а агентство по найму этого человека определяет куда-нибудь в судовую компанию. Но у человека договор не с судовладельцем, а с агентством по найму. Применительно к судовладельцу человек не является предметом трудового договора. Соответственно, здесь нет места профсоюзам, а профсоюзы — это основа для гарантийных прав работников, здесь нет и коллективного договора, потому что нет коллектива, а работодатели по отношению к ним и не работодатели вовсе, и здесь открывается очень огромное поле для того, чтобы по правам работников пройтись.

Поэтому пять лет назад в Трудовом кодексе была введена специальная норма, запрещающая заемный труд. Сейчас правительство предлагает разрешить его. При этом правительство говорит: мы там правила всякие придумаем, но какие они будут и насколько они будут адекватны? Вряд ли они будут настолько эффективны, чтобы у работников не было бы поражения в правах. Все позиции нужно обсуждать, но есть риски, что вместо безликого закона может быть принят ряд плохих поправок, ухудшающих положение работников, по сравнению с существующим. Это, конечно, требует содержательной дискуссии.



Александр Назаров