Аналитика


Белоруссия проводит референдум, который развернет "новую политическую карту"
Политика | В бывшем СССР

Спецоперация ВС РФ на Украине затмила события, происходящие в Белоруссии. Однако 27 февраля там состоится референдум по обновлённой Конституции, которая подразумевает переформатирование всей политической системы страны. И, в отличие от 2020 года, её оттеняют не внутренние разногласия, а военная операция у южных границ. Подробности — в материале Накануне.RU.

Эхо грозных событий двухлетней давности в Белоруссии отразилось и в поправках в Конституцию. Они предусматривают распорядок передачи власти в случае насильственной гибели президента. При таком варианте развития событий планируется незамедлительное введение чрезвычайного или военного положения, на время которого Советом безопасности руководит председатель Совета Республики. В случае ухода президента с поста живым и здоровым, за ним закрепляется неприкосновенность, его нельзя привлекать к ответственности за действия, совершённые во время руководства государством. Экс-президент также может быть пожизненным членом Совета Республики.

Также по-новому сформулирована роль Всебелорусского народного собрания, ранее являвшегося, по существу, совещательным органом. Теперь оно должно собираться не реже одного раза в год, а его решения становятся обязательными. Среди делегатов ВНС должны быть президент и экс-президент, однако народное собрание наделяется полномочиями отрешить главу государства от должности в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления. Велик соблазн сравнить ВНС с Всекитайским собранием народных представителей, однако бросаются в глаза и отличия. Председатель КНР, одновременно являющийся председателем правящей Компартии, не является делегатом ВСНП. Перед собранием народных представителей с ежегодным отчётом выступает глава Госсовета (правительства). Кроме того, ключевые решения подготавливаются именно по партийной линии, а ВСНП может проголосовать за или против них.

Российский политический деятель Дарья Митина обращает внимание на то, что нынешняя белорусская политическая система и так представляет собою опыт сочетания парламентской демократии и традиций Верховного Совета времён СССР.

"Там, в отличие от России, люди избираются от трудовых коллективов, от предприятий, от всевозможных общественных организаций, от профсоюзов. А не так, как у нас, чтобы победил тот, кто больше денег вложил в кампанию или просто мандат купил — такого в Белоруссии просто нет и быть не может. Там представлены все слои общества — и рабочие, и крестьяне, и интеллигенция, и предприниматели. Парламент должен быть миниатюрной моделью общества, иначе это не парламент, а некий ареопаг людей, которые по непонятным причинам присвоили себе право говорить от имени народа. Вот в Белоруссии парламент очень репрезентативный", — рассказала она Накануне.RU.

При этом белорусам очень важно не потерять те социальные завоевания, которыми они уже обладают и которые уже закреплены прежним законодательством. А из нового проекта Конституции исчез целый ряд социальных пунктов. Тезис о бесплатной медицине заменён лукавой формулировкой "доступной медицинской помощи". Это явная калька с российского законодательства. "Это даёт лазейку, во-первых, для различных злоупотреблений, а, во-вторых, для того, чтобы этот тезис вообще снять и потихоньку десоциализировать Конституцию. Этого не хотелось бы и на начало января этот вопрос ещё не был отрегулирован, находился на рассмотрении. Я надеюсь, что в новом варианте эти шероховатости убраны", — отмечает Дарья Митина.

Она также обратила внимание на то, что процесс разработки поправок в Конституцию отнюдь не был бутафорским, что также должно иметь значение при голосовании.

По мнению белорусского политолога Юрия Шевцова, основной смыл референдума состоит не в институциональных изменениях, а в смене поколений во власти. "Так же было в конце 80-х. Тогда на место партизан приходили новые выдвиженцы. В профессиональном смысле это были директора заводов и главы колхозов. Партизаны оставили им отличное наследство, но партизаны-машеровцы состарились и по возрасту отошли. Сейчас точно так же отходят те, кто выросли в конце 80-х - в 90-х. Новое поколение надо встроить во власть", — рассказал он в беседе с Накануне.RU.

Дарья Митина считает, что политически нынешняя ситуация благоприятствует таким переменам. Общество с пониманием восприняло действия белорусского руководства и оно достаточно монолитно. По центру Минска можно ходить хоть весь день и не встретить ни одного полицейского. В Москве такое невозможно.

В этой связи весьма интересно прозвучало высказывание президента Белоруссии Александра Лукашенко о том, что после референдума "будет совершенно иная политическая мозаика, карта Беларуси". В контексте того, что кардинальных перемен в устройстве власти не предвидится, возможна и такая трактовка, что карта Белоруссии изменится в формате присоединения каких-то территорий?

"Мы в какой-то степени получаем воспроизводство ситуации 2014 года, когда очень многие украинские субъекты будут самоопределяться и свою позицию выражать. Антагонизм между нынешней Россией и западной Украиной весьма велик, кто-то считает, что мы прошли точку невозврата, кто-то так не считает, но понятно, что мы очень сильно разошлись за эти 30 лет. А с Белоруссией меньше и Белоруссия может сыграть здесь очень правильную, очень конструктивную роль — роль арбитра, переговорной площадки и, в конце концов, может даже территорию нарастить в ходе нынешних событий", — считает Дарья Митина.

В Белоруссии видят возможные изменения как участие в интеграционных процессах. Юрий Шевцов обратил внимание на то, что если внутри страны всё нормально, коридоры роста для молодёжи могут быть обращены вовне с тем, чтобы в идеале новое поколение белорусских лидеров могло стать частью Большой России.



Павел Мартынов