Аналитика


"Доживем до понедельника": власти попросили мастеров культуры определиться, с кем они
Общество | В России

Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил, если это можно назвать предложением, деятелям культуры определиться со своей позицией по ситуации на Украине и дал им срок — до понедельника.

"Сегодня настал момент истины. Каждый должен понять: либо мы сплотимся вокруг страны, преодолеем вызовы, либо потеряем себя", — отметил Володин в телеграм-канале.

"В этой связи всем почитателям зарубежных подходов и стандартов — худрукам, режиссерам, актерам и актрисам, представителям шоу-бизнеса, работающим в России, — правильно было бы "определиться с четкой позицией до понедельника", как сказал мэр Мюнхена, по ситуации на Украине", — считает спикер Госдумы.

Пока по федеральным каналам крутят ролики о том, как в Европе жестоко разрывают контракты с нашими оперными дивами и дирижерами с мировым именем только лишь за то, что они "недостаточно дистанцировались" от военной спецоперации, у нас в стране порицают "селебр" за то, что они недостаточно "приблизились" к позиции власти.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин. (2020)|Фото: Дума ТВ

Общество расколото, одни удаляют соцсети и оставляют лишь черные квадраты в аватарках, другие пишут, что им "не стыдно" быть русскими. По идее, главными инфлюесерами для объединения должны стать именно "мастера культуры и спорта", на которых ориентируется большинство, своим примером они должны показать, куда двигаться, но они пока лишь показывают, куда двигать. Так, в телеграм-сообществах обсуждают, что из России уезжают главред признанного иноагентом "Дождя", якобы, бежит и Ксения Собчак, многие подражают. Оставшиеся же не совсем понимают происходящего, и это не мудрено, потому что быть оппозиционным власти деятелем культуры, при этом государством почитаемым и отмечаемым, было правилом многих с ельцинских времен. И вот вдруг с них начали требовать открыто высказывать лояльность, иначе… А иначе что?

Так называемая культурная интеллигенция в основном группируется вокруг источников финансирования, говорит по этому поводу публицист Дмитрий Лекух в беседе с Накануне.RU, поэтому для них выступление Володина было очень болезненным, это сигнал к тому, что их, кажется, отстранят от бюджетных денег, похоже, это самое страшное наказание, которое может понести наша культурная элита.

"По большому счету, живут они не за счет корпоративов, а если корпоративы и есть, то эти они, в основном, концерновские, различных государственных и окологосударственных контор. Это такая традиция российской интеллигенции в России еще с 19 века, когда она появилась — одной рукой брать у государства, а другую руку держать в кармане и показывать фигу, но показывать ее так, чтобы особо не было заметно. Сейчас они перестали крутить кукиш незаметно, но при этом все равно денег хотят. Поэтому володинское выступление для них — как 1930-е годы", — говорит эксперт.

Стоит напомнить, что в 1932 году советские газеты напечатали статью Максима Горького "С кем вы, мастера культуры? Ответ американским корреспондентам". В этом памфлете "Буревестник революции" писал: "Вы, интеллигенты, мастера культуры, должны бы понять, что рабочий класс, взяв в свои руки политическую власть, откроет перед вами широчайшие возможности культурного творчества. Посмотрите, какой суровый урок дала история русским интеллигентам: они не пошли со своим рабочим народом и вот разлагаются в бессильной злобе, гниют в эмиграции. Скоро они поголовно вымрут, оставив память о себе как о предателях".

В беседе с Накануне.RU культуролог Георгий Цеплаков отмечает, что нынешняя двойственная позиция "мастеров культуры" — лишь отражение не менее явной дуальности политических элит, но процессы, которые начинаются сегодня, внезапно и радикально заставляют задуматься о том, что с попыткой усидеть на двух стульях покончено.

"Очень важно, чтобы в этической системе оценок — что такое хорошо и что такое плохо — не было двойного стандарта, мол, российская история — это хорошо, но в ней были кровавые репрессии, причем всегда, начиная с Владимира Красное Солнышко, что мы видели в фильме "Викинг". Да, конечно, победа в Великой Отечественной войне — это прекрасно, но были штрафные батальоны. Творческая интеллигенция и интеллектуальная элита является даже не зеркалом, а тем, кто на втором плане отражается в зеркале, тех сигналов, что посылает власть", — говорит Цеплаков.

Но так сложилось исторически в Российской Федерации, что критичный настрой к власти и государству всегда служил гарантией продвижения по карьерной лестнице, и сегодня отказаться от знакомой парадигмы для многих вопрос не столько чести и честности, сколько привычки?

"С 1991 года "мастера культуры" живут в состоянии двойного стандарта: с одной стороны, их привлекают на разные патриотические мероприятия, делают членами "Единой России", дают им национальные премии за заслуги перед отечеством разных степеней, выстраивают диалог, признают творческие заслуги, что называется. А с другой — не спускают сверху каких-то национальных целей, внятных приоритетов долгосрочных — не на год, не на два, а, допустим, на 20 лет. О чем говорить?" — продолжает эксперт.

Да и в целом многие деятели культуры не дотягивают до стандартов качества, в мире они востребованы, только если снимают "русофобский" арт-хаус, в то время как снятый по госзаказу фильм "Москва слезам не верит" получил "Оскар", о чем нынешним киноделам даже не мечтать. В зарубежных прокатах наши фильмы не жалуют, разве что в Китае с каким-нибудь военным фильмом удается выехать на танке "Т-34", да и местный зритель нос воротит и всегда выберет сеанс иностранного блокбастера вместо нашего, а со времен пандемии — "Нетфликс". Певцы играют на сцене под фонограмму хуже футболистов и так же редко принимаются всерьез, литература некогда самой читающей страны в мире — танец декаданса малым тиражом и кучка бульварных романов.

афиша фильма "Т-34"(2019)|Фото: Накануне.RU

Так что, прежде чем задавать вопрос: "С кем вы, мастера культуры?", в наших реалиях следовало бы спросить глобально: "А где вы, отечественные мастера культуры?"

По мнению Дмитрия Лекуха, наши селебры живут за счет налогоплательщика, так как коммерчески не успешны.

"Мы все смеемся, что это наследие 90-х, но это действительно в чистом виде наследие 90-х, потому что в 90-х каждый приватизировал то, что мог. Кто мог — нефтяные вышки, кто мог — скрепки в НИИ. Вот эти ребята приватизировали культурное пространство. Так же, как и развлекательное пространство телевизионных шоу — почему у нас как не Новый год, так "ночь живых мертвецов" вместо "Голубого огонька"? Я как в армию уходил в 1983 году, так и сейчас смотрю — одни и те же артисты. А это не просто артисты — это хозяева, те, кто приватизировал культурное пространство, и те, кто на поддержание культурного пространства получает бюджетное финансирование. Но они же все коммерчески не успешны. Я не могу сказать, что Володин — политик моей мечты, но в этом отношении он абсолютно прав, и это те слова, которые он должен был сказать или кто-то из чиновников его уровня, достаточно давно", — считает Дмитрий Лекух.



Александр Назаров