Аналитика


ПриМета времени: что сулит признание соцсетей экстремистскими организациями?
Общество | В России

Накануне суд признал деятельность соцсетей Instagram и Facebook экстремистской и запретил их работу в России. Пока в Совфеде говорят, что ответственности за обход блокировок не будет. Но продвижение в указанных соцсетях с помощью рекламы автоматически рассматривается как спонсирование экстремистской организации, что может повлечь за собой срок до 10 лет в тюрьме. Также изображение экстремистских организаций, а именно знаменитых логотипов, ныне тоже административное нарушение. И если раньше возбуждали уголовные дела за лайки и репосты в сети, то сейчас, по новым законам времени, все это может ужесточиться?

По общему мнению, сложившемуся в среде пользователей известной фото-соцсети, всех не посадят, но будут ловить отдельных индивидов, возможно, с украинскими флагами на аватарках. А тех, кто продолжает постить котиков и снимать завтраки для сторисов, пожалеют.

Что делать?

До признания экстремистской сетью "Инстаграм", по оценкам аналитиков, продолжал держать 60-70% аудитории, но многие подстраховались и завели Telegram-каналы, конвертация подписчиков оказалась беспощадной, и многие блогеры "разорились" на этой переправе. Дополнительным аэродромом стала социальная сеть "ВКонтакте".

Основная претензия "инстаграмеров" к "Телеграму" — отсутствие сторис, многие продолжают воспринимать детище Дурова просто как мессенджер и не считают "телегу" достойной заменой запрещенной ныне в России "инсте". Также напрягает пользователей отсутствие общей ленты и постоянные оповещения от групп, которые самостоятельно добавляют вас в свои ряды. В общем, довольных мало, но много смирившихся. Главное — есть куда уйти, как пишут специалисты, такой роскоши нет для видеохостинга "Ютьюб", аналоги лагают. Так что спасибо и за "Телеграм".

VK предложил "мигрантам" удобный сервис по выгрузке всех фотографий. Народ из "Фейсбука" уже перекочевал туда со всеми постами, теперь с фотографиями подтягиваются создатели визуального контента. Так что из действующих аналогов мы имеем две соцсети и обе от одного создателя, жаль, Дуров не задумался в свое время над видеохостингом, но, если вспомнить, какой кровью ему дался тот же "Телеграм", то, опять же, "спасибо, что живой".

Павел Дуров(2018)|Фото:instagram.com/durov

Много сомнений вызвали "Ярус" и "Россграм".

"Ярус" похож на внебрачного сына ВК и запрещенной на территории России "инсты", который хочет в TikTok. Там почему-то много видео-роликов с "Ютьюба", есть даже новостная лента — попытка собрать все и в одном месте, явный провал, по отзывам блогеров, "жить" там мало кто собирается. Большие ожидания есть от "Российского Инстаграма", но одно промо "Россграма" не вызвало у контент-гуру никаких положительных откликов. Так, например, ТК "Александр Огунга | Контент" разобрал дизайн "Россграма" или то, каким он может быть:

Информация о запуске "Россграм", российского аналога Инстаграм(2022)|Фото: rossgram.ru

"Я насчитал 9 разных шрифтов на этом экране. Хотя тут хватило бы 2 шрифтов. И они говорят нам, что сделают "Инстаграм"? Сколько строчек формы мне нужно будет заполнить, чтобы залогиниться, если у них просто в промо 4 строки? Или нужно будет логиниться через госуслуги? Эти ребята хоть и однокурсники Дурова, но к внимательности и кропотливости команды Дурова не имеют никакого отношения. За эту промо-страницу я бы уволил дизайнера или отправил учиться. И уж точно не стал бы ее никуда размещать".

Преступление и наказание

Но размещать где-то придется, потому что, возвращаясь к решению Генпрокуратуры, продвигаться в "Фейсбуке" и "Инстаграме" — это потенциально уголовно наказуемое дело. Хотя сейчас у Meta Platforms Inc (экстремистская организация, запрещена в России) есть право на обжалование судебного решения — в течение месяца можно подать апелляционную жалобу. Как рассказал в беседе с Накануне.RU адвокат Иван Кадочников, в юридическом плане есть нюансы, а именно три юридических блока.

И вот это все тщательно "перемешали" и "вывалили" в СМИ без разъяснений и объяснений.

Скорее всего, неделя заминки произошла не просто так, а из-за особенностей российского законодательства — суд должен был известить Meta Platforms Inc о времени и мести судебного разбирательства. Но компания не открыла свои представительства в России, как того требует национальное российское законодательство, и судебная повестка шла через сложную схему Минюста РФ, потом Посольства РФ в США и только потом повестка была передана в Минюст США, как того требует международное законодательство. Хотя в той же Нигерии у Meta Platforms Inc представительство есть.

"Даже при всем том поведении иностранцев по блокированию российского имущества, отъему имущества олигархов и прочего попрания принципа частной собственности со стороны иностранных "партнеров", российский суд соблюдает процессуальные права потенциальных экстремистов", — поясняет Иван Кадочников.

Признание экстремистскими соцсетей также имеет свои особенности. Российские суды довольно успешно признают экстремистами физических лиц, песни, картинки и прочие объекты материального мира. А тут целые две социальные сети признаны экстремистскими и юридическое сообщество не знает и не понимает, как это будет выглядеть и будет работать.

С другой стороны, мы точно знаем, что теперь нельзя делать, как пояснил адвокат Иван Кадочников: точно нельзя платить соцсетям деньги в любой форме (ч. 2 ст. 282.2 УК РФ — до шести лет лишения свободы); нельзя использовать эмблему и название этих социальных сетей (ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ "пропаганда или публичное распространение символики экстремистских организаций", арест до 15 суток для граждан); а если используем название или эмблему этих социальных сетей, то необходимо указывать, что они экстремисты — иначе п. 2 ст. 13.15 КоАП РФ (штраф до 2,5 тыс. руб. для граждан) за отсутствие маркировки экстремистской организации. Так что простые пользователи из-под VPN, вроде бы, могут продолжать "постить котиков", но вот делать бизнес в этих социальных сетях уже нельзя.

уголовное дело за лайк и репост(2018)|Фото: Накануне.RU

Обидно в нестабильное экономическое время для многих налогоплательщиков, представителей малого бизнеса лишиться рекламной площадки, которая приносила хлеб — теперь за продвижение интернет-магазинов в этих соцсетях срок прилетит неминуемо. По разным оценкам, в 2021 году рынок рекламы только в Instagram оценивался в 4-5 млрд руб., пишет ТК "Китайская угроза".

Также могут быть уличены в финансировании экстремистской организации держатели акций "Мета" — что им теперь делать, непонятно.

По мнению адвоката Ивана Миронова, "простых смертных" пользователей отлавливать не будут, так как это вызовет раздражение в обществе. Да и многие перешли на VPN — как теперь их отследить и запретить, никто не представляет. И более того, такие меры будут означать начало масштабных репрессий.

Но против отдельных "неугодных" граждан запрет может быть использован как очередной инструмент давления. Мы помним, что людей судили и за меньшее: за репосты и лайки. Эксперт напоминает, что у нас уже создали "минное поле" законов и норм с двояким толкованием.

"Экстремизм можно найти везде и, как оказалось, его даже можно найти в рекламе чего угодно. В принципе, был бы человек — статья найдется, — говорит Иван Миронов. — Да, может быть, но тогда уже речь пойдет о сотнях и тысячах, кого надо сажать, привлекать за репосты, за лайки. Мы еще только в начале этого большого пути. С каждым днем мы будем все больше видеть, как появляются очередные гаечки".

Что дальше?

Все чаще звучат звоночки, что чаша сия может постигнуть и YouTube, но и тут с заменой не все гладко. Трафик видеоплатформы RuTube не показал роста за первую половину марта, следует из данных операторов связи. Пользователи до сих пор отмечают многочисленные проблемы с модерацией видео. В этой ситуации даже политолог Сергей Марков, который по многим вопросам занимает провластную позицию, отмечает, что запрет YouTube был бы ошибкой.

"Не нужно блокировать YouTube. Это прежде всего собрание фильмов и собрание частных ТВ. Запрет YouTube приведет к значительному ухудшению качества жизни миллионов российских граждан. YouTube значительно важнее, чем Фейсбук или Твиттер. Facebook и Twitter политические феномены. YouTube — это социальный феномен. Поэтому YouTube запрещать было бы ошибкой. Даже если там антироссийская политическая цензура. Ну пока пусть", — отметил политолог.



Александр Назаров