Аналитика


Почему Россия не создает своих администраций на занятых территориях Украины?
Армия и ВПК | В бывшем СССР | Донецкая Народная Республика

Исполняется месяц с начала спецоперации ВС РФ на территории Украины. Её итоги подводить пока рано, но кое-что можно констатировать вполне уверенно. Освобождена значительная часть земель Луганской и Донецкой народных республик, кроме того, российские войска заняли и некоторые собственно украинские территории, на которых так или иначе предстоит налаживать новую жизнь. При этом органы прежней власти в большинстве районов не действуют, а новые администрации не созданы. Дмитрий Песков подтвердил, что Россия не создает никаких специальных структур на освобожденных территориях Украины. Почему это так и что означает — разбиралось Накануне.RU.

Нынешняя ситуация на Украине совершенно не похожа на то, что было весной 2014-го года. Пророссийская активность на Юго-Востоке за восемь лет была подавлена властями, поэтому на мгновенное и бескровное продвижение от Донбасса до Приднестровья рассчитывать не приходится. С другой стороны, Херсонская и юг Запорожской области оказались под российским контролем довольно быстро. Кроме того, есть продвижение в Харьковской области и даже на территориях, никогда в состав Новороссии не входивших — в Сумской, Черниговской и Киевской областях. Взяты под контроль также и две из четырёх действующих на Украине АЭС.

И сейчас перед российскими властями встаёт очень важная задача — объяснить населению, что из себя будет представлять жизнь после демилитаризации и денацификации. Здесь отнюдь не всё плохо — в харьковский город Крупянск, где мэр сразу пошёл на сотрудничество с российскими войсками, оказался куда в лучших условиях, чем Изюм, по которому прошла линия фронта. В запорожском Мелитополе был назначен новый мэр. В целом Херсонская область готовится переходить на рубли, а Чернобыльская АЭС с первых дней спецоперации управляется совместно российскими и украинскими специалистами. Но уже назревает ряд стратегических проблем, и корень их заключается в том, что на смену националистическому режиму фактически приходит вакуум власти.

Военный эксперт Виктор Алкснис предполагает, что при принятии решения о спецоперации попросту не уделили должного внимания вопросу дальнейшего управления территориями. "Считалось, очевидно, что население и власти будут лояльно относиться к входящим на территорию Украины войскам, войска будут решать чисто военные задачи, а всё остальное будет решаться на местном уровне и всё будет нормально", — рассказал он в беседе с Накануне.RU.

Но киевская власть ничего не будет решать, что видно по ситуации с гуманитарными коридорами. Между тем, в городах находятся миллионы людей, которых нужно кормить, обеспечивать порядок, безопасность и т.д. "Эти вопросы упущены, хотя мы имеем богатый опыт даже в годы Великой Отечественной войны. Когда мы освобождали территории и заходили в города, первым делом создавались комендантские роты, которые обеспечивали порядок и решение гуманитарных вопросов", — напоминает Виктор Алкснис.

Коллаж, военный, знак Z(2022)|Фото: Накануне.RU

По мнению эксперта, отсутствие широкой поддержки российской власти на Украине — это прямое последствие "предательства 2014 года". Тогда были мощнейшие пророссийские акции, и население, особенно Юго-Востока Украины, ждало прихода российской армии, как в Крыму. За восемь лет пророссийские силы были практически разгромлены, в том числе и физически уничтожены сотни сторонников. Сейчас российские руководители заявляют, что они не будут оккупировать Украину, и получается, что исходя из этих публичных заявлений, Россия уйдёт, а значит, люди, которые готовы проявить пророссийские настроения и участвовать в восстановлении хозяйства, в управлении, боятся это делать, а обеспечить их безопасность мы не можем.

Виктор Алкснис привёл ещё один пример из времён Великой Отечественной войны. Когда Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции и, по сути, лежала в руинах, появились люди, которых позднее назвали "активисты первого часа". В условиях того разгрома эти люди, которые пользовались поддержкой военных комендатур, созданных практически в каждом населённом пункте Германии, сыграли огромную роль в восстановлении хозяйства.

Более того, даже там, где в своё время не прошёл майданный переворот, в Донецке и Луганске, отмечают, что стать витриной русского мира, привлекательной для остальной Украины, при нынешних властях не получилось. Бывший член Верховного Совета ДНР, сопредседатель Независимого профсоюза шахтёров Александр Васьковский отмечает, что восемь лет должны были быть потрачены уже на то, чтобы создать достойные условия жизни для простого человека — для шахтёра, для металлурга. До 2014 года уровень их жизни был такой, что ему завидовали люди в Центральной и на Западной Украине. А за эти восемь лет их зарплаты опустили ниже минимума, и даже эти деньги порой месяцами не выплачивали.

"И, естественно, те территории, которые сейчас освобождают, в той же Волновахе, в Мариуполе, они это всё прекрасно видели, они задают вопросы — будет ли у них такое же? На Украине были случаи задержки зарплат, но шахтёр получал больше, чем в Донецке. Металлург в Мариуполе получал больше, чем металлург на Алчевском металлургическом комбинате, или на Енакиевском металлургическом комбинате, или на Донецком металлургическом комбинате. Хотя, у нас есть информация, что, вроде бы, на всех металлургических комбинатах на территории ДНР и ЛНР есть люди компании СКМ Ахметова. Фактически Курченко, Юрченко — это бутафория, а уши везде Ахметова торчат. На своих мариупольских заводах он платит нормально, а здесь всё делалось так, чтобы каждый киевский журналист мог потыкать пальцем и показать "что такое русский мир", — сказал Александр Васьковский.

Накануне.ru(2009)|Фото: Накануне.RU

Возможно, что в дальнейшем выходом для Донбасса станет возвращение к системе Верховного Совета, который отвечал бы за формирование исполнительной власти — министерств, и который свернули в 2014 году почти сразу с началом "минских соглашений". К тому же, в ДНР объявлена мобилизация, сейчас рабочие идут на фронт, а по завершении спецоперации рабочее движение может стать заметным фактором политики.

В других регионах Украины путь к созданию советов, даже если избрать этот сценарий, будет гораздо сложнее. Более того, и становление сети местных органов власти — дело не быстрое. Ведь речь идёт о создании системы власти в считанные дни на очень большой территории, обращает внимание военный эксперт Борис Рожин.

"Херсонская область по размеру с Крым, а вы помните, сколько времени заняла интеграция Крыма с точки зрения государственного аппарата. Понятно, что задачи стоят сложные и это всё не будет одномоментно. Ещё времени мало прошло, это раз, во-вторых, боевые действия продолжаются. Кроме того, агентура противника активно действует на освобождённых территориях. Поэтому есть сложности. Но нужно создавать другую вертикаль власти, которая не выполняет преступные приказы Киева. Руководителей, выполняющих приказы Киева, безусловно, необходимо отстранять со всех уровней и создавать местную вооружённую милицию, чтобы людей не могли запугивать местные "бандерлоги". Если не этого не сделать — будет демонстрироваться слабость в тыловой полосе, а это вредит проведению операции", — отметил в беседе с Накануне.RU Борис Рожин.

Обновлено в 16.59 мск 24 марта: Военно-гражданские администрации на взятых под контроль территориях Украины будут созданы для обеспечения порядка, о принятом решении сообщил бывший спикер парламента Новороссии Олег Царёв.



Юрий Александров