Аналитика


Никита Кричевский про прогнозы Кудрина: Математикой экономику не поднять
Экспертное мнение | В России

Не успел Алексей Кудрин вернуться из Израиля, как уже высказался о возможном снижении ВВП России в 2022 году – около 10%. На вторник-среду у главы Счетной палаты запланированы выступления в Совете Федерации, и там может быть больше знаковых заявлений. Однако поездка в Израиль на неделю в преддверии отчета перед сенаторами – это не "консультация" ли, о чем говорят многие эксперты? Тем не менее, как считает экономист Никита Кричевский, Кудрин – человек Путина, "сбегать" он не собирался, а вот поучиться у Израиля экономике мог бы, если бы хотел. Своим мнением о ситуации эксперт поделился с Накануне.RU.

– Мог ли ездить Кудрин в Израиль за консультациями по вопросам экономики? Нет, не мог. Кудрин – человек Путина. И говорить о том, что он испугался и уехал, нельзя. Кудрин поддерживает спецоперацию, он за то, чтобы довести её до конца, а не обозначает свою позицию, чтобы не "обнулить" либералов.

Кудрин любит поддуть огоньку за счёт своих прогнозов, это все знают. Но, например, через три с половиной месяца после начала года говорить о том, что экономика снизится на 10%, на мой взгляд, преждевременно. Вот если те тенденции, которые сегодня наблюдаются, будут развиваться в течение года равномерно и не будут меняться, тогда, вполне вероятно, прогноз сбудется. А если не будут продолжаться? Спецоперация закончится и постепенно начнут снимать санкции – тогда будет совершенно другая ситуация. А если санкции будут ужесточаться, против нас введут нефтяное эмбарго и до кучи ещё и нефть упадёт осенью этого года, тогда падение будет существенно больше – 20% и даже больше. Вариантов много, и эти 10% – это вброс, который не основан ни на чём, потому что ситуация может измениться, Россия не в вакууме, и экономика её не в вакууме.

Ну, к примеру, если завтра арестуют олигархов, если национализируют крупнейшую собственность, если введут прогрессивную шкалу, если отменят плату за обучение в вузах, то каким будет эффект? Понятно, что все будет по-другому, сколько новых вводных может быть, причём, нематематических.

Что касается Израиля – сам он не может повлиять на наших чиновников от экономики. Потому что я всегда говорил и говорю: экономика - это на 50% психология. И вот этими точечными мерами, которые называют рациональными, ситуацию не исправишь. В основе экономики иррациональность, потому что экономика – наука социальная и отчасти математическая. То есть мы боремся с тем, с чем бороться не надо, и наоборот, не учитываем факторы, с которыми бороться надо. Ну как можно математически просчитать жадность? Никак. Она или есть, или нет. Как мы можем просчитать социальную ответственность предпринимателей – да никак. Это воспитывается, это прививается.

Собственно, Израиль на этом-то и построил свою экономику – на защите земли от внешних врагов, на том, что результат труда, например, в кибуцах (сельскохозяйственная коммуна в Израиле, – прим.) будет принадлежать всем. На том, что им никто не поможет, поэтому надо развивать собственную науку, собственную экономику, собственное высокотехнологичное производство. У нас ничего этого нет. Как Израиль может донести это до Кудрина? Конечно, никак.

И тут мы говорим о том, что а вот Кудрин прогнозирует спад ВВП 10%. Ну 10% – пусть и 10%. В 2008 году Минэкономразвития и торговли меняло прогнозы по ВВП четыре раза, а по инфляции шесть раз в течение года. Так вот последний раз там сказали: инфляция по году будет 13%, и угадали – она была 13,3%.