Аналитика


Северный морской путь "заморозят" санкциями?
Экономика | Ямало-Ненецкий АО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России

Введенные в отношении России санкции привели к изменению логистики: транспортная связь между РФ и остальным миром претерпела кардинальные изменения на фоне военной операции на Украине. Ограничения практически полностью заблокировали авиасообщение, ударили по автомобильному транспорту и морским перевозкам.

В новых экономических реалиях стратегическое значение может иметь проект Северный морской путь (СМП). Это главная морская коммуникация в российской Арктике, которая проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина пути составляет 5 600 км от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения.

Проект освоения СМП действительно масштабный — в 2021 году объем перевозок по Севморпути достиг нового рекорда и превысил 33,5 млн т.

Северный морской путь, СМП, Севморпуть(2022)|Фото: Совет Федерации

Наибольшая доля перевезенного груза — сжиженный природный газ и газоконденсат (свыше 19,5 млн тонн), на втором месте — нефть и нефтепродукты (7,7 млн тонн), на третьем — другие грузы, в том числе технологическое оборудование и стройматериалы для арктических проектов, железорудный концентрат, древесина, уголь. При этом удалось увеличить уровень транзитного грузопотока — с 1,4 млн т в 2020 году он вырос до 2,3 млн т.

Согласно ранее озвученным планам федеральных властей, в 2024 году предполагается начать использовать СМП круглогодично и выйти на грузопоток в 80 млн, а к 2030 году — в 110 мнл т. Однако санкции ставят перед проектом новые вызовы.

Как сообщил Накануне.RU аналитик Финансового университета Игорь Юшков, в новых экономических реалиях встает вопрос, что будут перевозить по СМП. Основным загрузчиком СМП предполагалось сделать "НОВАТЭК" с его проектами СПГ. Именно под него, по сути, строились планы вывоза огромных объемов сжиженного газа и газового конденсата, строился атомный флот ледоколов, развивалась инфраструктура.

"Они успевают реализовать первую очередь ["Арктик-СПГ-2"]. Далее возникает проблема: предполагалось, что будет еще две очереди, но ЕС ввел санкции против России, запрещающие поставку оборудования и технологий для сжижения газа. Вторая и третья очереди ставятся на паузу и пока они реализованы не будут, потому что собственных технологий и оборудования для крупнотоннажных СПГ у нас нет. "Арктик-СПГ-2" должен был быть реализован на базе немецкой компании Linde. Все это встает на паузу", — отметил эксперт.

Арктические и дальневосточные регионы предлагают расширить акваторию Северного морского пути от Мурманска до Владивостока, но, по мнению аналитика, пока это лишь заявления, до реализации которых далеко, поскольку необходимо посчитать целесообразность подобных перевозок.

Северный морской путь, СМП, Севморпуть(2022)|Фото: Совет Федерации

А вице-спикер Совфеда Галина Карелова отмечает, что развитие СМП в условиях современных геополитических вызовов приобрело новый смысл. По ее мнению, оперативное устранение сдерживающих факторов для перехода к круглогодичной навигации по высокоширотному маршруту является стратегической задачей в целях перераспределения транспортных потоков страны.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на темпы обновления портовой инфраструктуры, привести в порядок оборудование в сфере судостроения. Как отметил председатель комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов, в российском судостроении изношено до 80% оборудования, отрасль находится в непростой ситуации.

"Главная проблема, с которой сталкиваются наши судостроители, связана с высоким уровнем износа производственных мощностей. В отрасли до сих пор эксплуатируется порядка 60% морально устаревшего и до 80% физически изношенного оборудования", — отметил сенатор.

Политик обратил внимание, что пока РФ отстает по качеству выпускаемых судов. Кроме того, доставлять грузы отечественными судами более затратно — под российским флагом перевозится всего 2% всех природных ресурсов, которые добываются в стране. По словам парламентария, для устранения этих проблем нужно объединить усилия всех профильных министерств и ведомств. Также необходимо создавать сервисные центры и выделять субсидии судостроительным организациям.

Северный морской путь(2017)|Фото: minvr.ru

Аналитик Игорь Юшков отметил, что в России действительно есть проблемы с судостроением: нужные нашей стране суда у нас в принципе не производят.

"Те же самые газовозы, которые нужны для "Арктик-СПГ-2", успеем мы их забрать или нет? Сейчас они строятся на судоверфи "Звезда" на Дальнем Востоке. Но на практике это выглядит так: из Южной Кореи доставляют почти готовый танкер, газовоз без носа, отдельно привозят нос, его приваривают к газовозу, и получается, что он создан на "Звезде", но, если Южная Корея откажется нам поставлять судокомплекты, то на "Звезде" ни одного танкера-газовоза в ближайшие годы не будет. Нужно будет переходить на полную локализацию, а мы сами никогда такого оборудования не строили. По поводу атомных ледоколов, тут, наоборот. Все более менее нормально, но "Атомфлот" и "Балтийский завод" пока не говорят, какова доля иностранного оборудования, есть ли проблема с поставкой", — отметил эксперт.

Еще одно направление в развитии Северного морского пути, которое нуждается в импортозамещении — арктическая спутниковая группировка. Сейчас прогнозирование ледовой обстановки осуществляется за счет иностранного оборудования. Решением этой проблемы уже занимается Роскосмос.

Представитель Росатома по вопросам развития Арктики Владимир Панов полагает, что введенные странами ЕС санкции могут увеличить интерес к Севморпути покупателей из Азии.

"Я бы сейчас очень осторожно говорил о прямом влиянии, но можно говорить о том, что будет, безусловно, смещение покупателей из Европы в Азию. В данном случае становится приоритетным именно обеспечение в восточном направлении СМП круглогодичной навигации", — сказал он.

С ним соглашается экономист Василий Колташов.

"Российская торговля уже смещается в сторону континентальной Евразии. Товарооборот с Китаем стремительно растет. Этот процесс сохранится и будет усиливаться. И усиливается торговля с Индией. В целом, интересы в евразийских коммуникациях увеличиваются. Это означает, что СМП окажется более востребованным, как и Северный широтный ход. Таким образом, вся сумма северных направлений России покажет более интенсивное развитие и интерес к Северу не будет ослабевать", — отметил эксперт.

По словам Колташова, особое значение СМП может обнаружиться, когда Китай начнет действовать на тайваньском направлении и США попытаются ограничить морские коммуникации Китая. В этой ситуации для Поднебесной будет иметь большое значение возможность переброски грузов по северному направлению.



Ксения Теплякова