Аналитика


Газовый фронт "тряхнуло" в Польше и Болгарии
Экономика | В России | За рубежом

На газовом рынке продолжается жесткая встряска, сегодня были прекращены поставки в Польшу и Болгарию. Власти стран Евросоюза, с одной стороны, грозятся в связи с этим искать альтернативу, с другой, быстро переориентироваться на друге рынки не сможет ни Евросоюз, ни сам "Газпром" и сторонам придется сосуществовать в единой парадигме. Свидетельством чему, видимо, является то, что уже 10 европейских покупателей газа открыли спецсчета в Газпромбанке, чтобы платить рублями, видимо, не желая повторения участи Польши и Болгарии. Подробности — в материале Накануне.RU.

ПАО "Газпром" заявило о полной приостановке поставок газа в Болгарию и Польшу в связи с отказом оплачивать топливо в рублях. По данным госмонополии на вечер 26 апреля, от них так и не поступил платеж за поставки в минувшем месяце. Таким образом, газоснабжение будет приостановлено до момента оплаты.

"В соответствии с указом президента РФ № 172 от 31.03.2022 г. платежи за газ, поставляемый с 1 апреля, должны осуществляться в рублях с использованием новых реквизитов, о чем контрагенты были своевременно проинформированы", — заявили в пресс-службе "Газпрома".

В "Газпроме" добавили, что Болгария и Польша являются транзитными государствами и в случае несанкционированного отбора газа из транзитных объемов, предназначенных третьим странам, поставки будут сокращены на этот объем. Новость уже привела к скачку биржевых цен на газ в Европе более чем на 16%. Сегодня торги начались с отметки $1300 за тысячу кубометров.

Вместе с тем австрийская нефтегазовая компания OMV сегодня, 27 апреля, заявила, что принимает условия России по оплате газа в рублях, однако в дальнейшем канцлер Австрии это заявление опроверг.

Между тем Евросоюз все чаще говорит о необходимости скорейшей перестройки энергорынка и снижения зависимости от российских энергоносителей. Причем, в рамках такого перехода самые "зеленые" европейские государства готовы отказаться от экологической повестки и рассуждают о возможности продления сроков эксплуатации угольных станций и ядерных энергетических программ в качестве альтернативы российским углеводородам.

Как отмечает председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Павел Завальный, Евросоюз пытается проводить политику отказа от газа из РФ с 2005 года, однако статистика показывает, что за прошедшие 17 лет объем поставок только увеличивался.

"Тогда доля российского газа в Европе составляла 26%, сейчас порядка 45%. И это, несмотря на все принимаемые ими меры, например, увеличение доли использования СПГ. Сжиженный газ не сможет покрыть все потребности ЕС, так как его физически нет в таких объемах. На сегодня его доля в энергобалансе Европы составляет примерно 25-30%", — пояснил Павел Завальный.

Собеседник Накануне.RU добавил, что отказаться от поставок из России Евросоюз может, только похоронив собственную промышленность, и вряд ли западные партнеры готовы заплатить такую цену.

"Стоимость СПГ в разы выше трубопроводного газа, к прочему его использование требует строительства и содержания дорогостоящей инфраструктуры: терминалов, станций регазификации и т.п. При этом даже в случае сокращения объемов поставок "Газпром" вряд ли потеряет в выручке, так как сокращение объемов будет компенсировано высокой ценой. В свою очередь, быстро отказаться от поставок в Европу сам "Газпром" тоже не сможет, однако в долгосрочной перспективе "Газпром" продолжит все больше ориентироваться на восточные рынки с учетом ввода газопроводов "Сила Сибири" и "Сила Сибири-2"", — резюмировал депутат.

В целом, по оценкам экспертов, энергетическая перестройка Европы приведет к увеличению расходов на энергию с текущих 3-3,5% до 9-11% ВВП. Таким образом, при ВВП Европы в $16 трлн дополнительные расходы на энергию могут достигнуть $1 трлн в год.

Конечно же, одним из основных факторов здесь станет повышение цены на газ. Сохранение текущих показателей при потреблении в 350 млрд кубометров в год может дать эффект в $300 млрд. Полный же отказ от российского топлива может существенно увеличить эту сумму. В конечном итоге весь энергопререход ляжет на плечи европейских потребителей.

По мнению аналитика Института энергетики и финансов Сергея Кондратьева, в краткосрочной перспективе Евросоюз будет вынужден следовать по пути экономии, рационализации и нормирования энергоресурсов, как в бытовом плане, так и в промышленности. Этому, в свою очередь, поспособствуют и рыночные условия в виде высоких цен на газ. В среднесрочной перспективе акцент в энергобалансе Европы сохранится на зеленой генерации. Уже сейчас речь идет о том, чтобы реализовать более капиталоемкие проекты, преимущественно в оффшорной ветрогенераии. Далее в порядке приоритета в зеленой повестке следуют биогаз и трансграничное сотрудничество с Северной Африкой по строительству сверхкрупных солнечных электростанций. Но, наряду с этим, придется возвращаться и к углю.

"В-третьих, как мне видится, стоит ожидать расконсервации угольных мощностей в центральной и западной Европе, а также приостановки вывода атомных электростанций и продления их срока эксплуатаций. Первая ласточка – это Бельгия, которая на 10 лет сместила сроки предельного использования АЭС В дальнейшем, вероятнее всего, ее примеру последуют Франция и Великобритания. В долгосрочном плане будет некоторый декаплинг: отдельные страны активируют свои программы по строительству новых АЭС, которые начнут работать в 30-е годы. Такие тенденции можно охарактеризовать как двухсекторную модель энергетики: атом и ВИЭ", — полагает Сергей Кондратьев.



Никита Светлов