Аналитика


Исторический профицит может стать "мертвым грузом" — власти не умеют вкладывать в развитие
Экономика | В России

Владимир Путин заявил, что федеральный бюджет в январе-апреле этого года исполнен с профицитом 2,7 трлн руб. "На фоне рекордного положительного сальдо внешнеторгового баланса укрепляется и курс национальной валюты. В текущем году курс рубля демонстрирует, наверное, лучшую динамику среди всех валют мира", — сказал Путин. Между тем, на весь 2022 год бюджет закладывался с профицитом 1,3 трлн, но уже март и апрель принесли невиданные доселе поступления в казну. Минфин отчитался за профицит в 1,1 трлн на период с января по март, а значит, апрель принес еще 1,6 трлн. Как это стало возможным и куда потратят деньги, разбиралось Накануне.RU.

В своем выступлении президент Путин рассказал про восстановление экономики после санкционного удара — рост цен, с его слов, резко замедлился, рубль укрепился и признан самой доходной валютой года, снижается стоимость кредитов, а ЦБ РФ продолжает работу по снижению ставок и инфляции.

Во многом всего этого удалось добиться благодаря растущему платежному балансу — соотношению сумм платежей, произведенных страной за границей, и поступивших в страну в течение того же периода. По оценке IIF, в 2022 году он может достигнуть рекордной величины в 240 млрд долларов, а по оценке Goldman Sachs — 205 млрд долларов. Эксперты сходятся во мнении, что это один из самых больших профицитов в истории страны. Журнал The Economist пишет о причинах рекордного торгового профицита — сокращение импорта товаров в страну ввиду западных санкций.

Министерство финансов РФ, минфин(2018)|Фото: nakanune.ru

Депутат Государственной думы, член комитета по бюджету и налогам Денис Парфенов в беседе с Накануне.RU объясняет, что у того профицита, о котором было так громко объявлено, на самом деле есть три причины:

"Если вы вспомните, с какими страстями и баталиями принимался действующий бюджет осенью прошлого года, то совершенно ясно станет то, что у нас и "социалка" недополучила сотни миллиардов рублей, и национальная экономика тоже пострадает из-за нехватки инвестиций со стороны государства, и так по целому ряду направлений, куда можно было бы направить больше средств. В совокупности все это нам дает тот профицит, о котором было сказано", — говорит Парфенов.

Сейчас самое главное — воспользоваться шансом и правильно потратить эти деньги, но, несмотря на неудачный сценарий с заморозкой международных резервов, все же часть денег опять направлена в кубышку — на этот раз в правительственный резервный фонд. Так, в начале мая удалось дополнительно направить туда 800 млрд руб., а с начала года он пополнился уже почти на 1,4 трлн. Да, рисков заморозки в этой кубышке нет, зато есть риски того, что деньги снова будут лежать "мертвым грузом".

Как свести сальдо и бульдо?

Но на самом деле большой профицит — не всегда хорошо. Дебет с кредитом должны сходиться, и профицит так же плохо, как и дефицит? Да, сегодня все обращают внимание только на одну составляющую, почему он образовался — сократился импорт под санкциями, а экспорт пока выстоял, и нефть и газ продолжают продаваться на фоне роста цен на энергоносители. Но эта музыка не может быть вечной, сейчас нужно использовать средства по максимуму, вкладываясь в развитие, считает депутат Государственной думы, член комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. Она объясняет появление феноменального профицита еще и тем, что мы перестали складировать все средства, полученные с экспорта, в ФНБ, и оказалось, что денег более, чем достаточно, только тратить их мы не умеем.

"Теперь все реальные доходы показаны как профицит бюджета. Но в принципе профицита бюджета быть не должно, поскольку история с арестом наших золотовалютных резервов показала, что деньги сами по себе ничего не значат, — говорит Дмитриева в беседе с Накануне.RU. — Нужно осуществлять бюджетные расходы, потому что от самого по себе профицита ни жарко, ни холодно. Нужны соответствующие расходы бюджета — это инвестиции, это социальные расходы, это пенсии, пособия, зарплаты, то, что платится из бюджета".

Но за долгие годы искусственного "голодного пайка", тотальной экономии бюджетная сфера разучилась тратить, признает эксперт, парламентарий обращает внимание на то, что сейчас наблюдается большой дефицит проектов, программ, нет проектной документации на то, как использовать эти деньги. А потребности, тем не менее, есть и очень большие, импортозамещение требует инвестиций, инфляцию нужно компенсировать повышением зарплат, пособий и пенсий, и только в третью очередь средства нужны на военно-промышленный комплекс, который сейчас требует дополнительных вложений на новую технику из-за СВО.

"Военно-промышленный комплекс может предвидеть спрос на те продукты, на которые есть экспортное ограничение в недружественные страны. Сейчас мы уже понимаем, что будет спрос на металлы, на металлообработку, как раз на те отрасли, куда стоило бы отправить средства и они имели бы хороший мультипликационный эффект", — говорит Оксана Дмитриева.

Проект бюджета.(2021)|Фото: пресс-служба Госдумы России

Есть ли понимание у властей, что без вложений в науку, технологии и высшее образование сам по себе военно-промышленный комплекс не справится? Здесь нужно принимать экстренные меры: повышать зарплаты, чтобы вслед за потоком айтишников за рубеж не ринулись теперь инженеры и технологи. Но, по признанию Оксаны Дмитриевой, расходы бюджета не растут, они остаются точно такие же, как их утвердили. Нужен пересмотр бюджета из-за профицита?

"В этом большая сложность, раньше все полномочия для бюджетной сферы были заточены на то, чтобы экономить, перераспределять, направлять в резервный фонд, а теперь нужны полномочия на то, чтобы тратить. У властей есть соответствующие рычаги для этого, но для того, чтобы значительно увеличивать расходы и новые программы утверждать, нужен пересмотр бюджета", — говорит Оксана Дмитриева.

И более глобально — необходим даже не пересмотр бюджета, а пересмотр всей экономическо-финансовой стратегии, но при прежних кадрах это кажется задачей трудновыполнимой, ведь у старых кадров "сбит прицел", по мнению Оксаны Дмитриевой, они не могут перестроиться и до сих пор заботятся о макроэкономической стабилизации, экономии, оптимизации, копят деньги в фондах, в то время, когда средства нужны здесь и сейчас для реальных дел, а не для игр на валютном рынке.

Каким будет бюджет?

Изменится ли ситуация, покажет грядущая осень, проект бюджета станет показателем, готовы ли власти расставить реальные приоритеты, и станет ясно, на что планируют тратить деньги государства. У депутата ГД Дениса Парфенова мало оптимизма по этому поводу, так как все последние годы тенденции при осуществлении бюджетного процесса были достаточно выраженными и однозначными:

"Мы видели небольшое увеличение отдельных расходов, связанных с "социалкой", довольно заметное приращение расходов, связанных с силовыми или полусиловыми ведомствами, а также государственным аппаратом, и, по большому счету, стабильную ситуацию по целому ряду других направлений".

Сейчас, действительно, есть отдельные меры по преодолению технических сложностей, которые вызваны усилением санкций Запада и носят точечный характер. Нельзя забывать о том, что расширена программа выплат нуждающимся семьям с детьми, в том числе, с детьми в возрасте до 16 лет включительно. Вроде бы, принято решение о снижении ставки по ипотеке, в связи со снижением ключевой ставки ЦБ до 14%, власти также отчитались о реструктуризации региональных долгов и о предоставлении кредитов из федерального бюджета субъектам. Есть меры поддержки малого и среднего бизнеса, но, опять же, все точечно.

"Такие меры принципиально не влияют на ситуацию, поэтому есть все основания полагать, что бюджет или проект бюджета, который мы увидим ближе к осени, скорее всего, будет повторять предыдущие, что будет означать, что никакой экономической мобилизации экономических ресурсов, для того, чтобы осуществить прорыв в развитии промышленности, развитии экономических отраслей, нет, и наши исторические шансы в противостоянии с Западом на этом фоне, увы, остаются достаточно туманными", — заключает Денис Парфенов.



Александр Назаров