Аналитика


Бюджет в России — не опиум для народа
Экономика | В России

Сегодня на Петербургском международном экономическом форуме (ПмЭФ) попытались переосмыслить конструкции экономической системы, но проблема оказалась глубже, по-новому переосмыслить что-то старыми осмысляторами очень сложно и опять все свелось к бюджетной экономии и развитию частного бизнеса без бюджетной поддержки и снижения налогов. На пленарном заседании, где собрались министр финансов, министр экономразвития и глава ЦБ, начали за здравие, а закончили за упокой. Подробности — в материале Накануне.RU.

Главное, в чем сошлись все спикеры — мир изменился надолго, а может быть, и навсегда, и существовать России, развивать экономику придется в новых условиях. Какими же средствами?

В теории, страну, посаженную в "изоляцию" по политическим причинам, ждет два сценария — индустриализация, создание собственной промышленности полного цикла и независимость, или второй сценарий — даже говорить не хочется, конец истории. Когда в начале 20 века мы оказались в подобном положении, Иосиф Сталин сказал свою знаменитую фразу о том, что "тот путь, который преодолели ведущие страны за 100 лет, нам нужно пробежать за 10, иначе нас сомнут". На смену НЭПу пришло госпланирование, пятилетки, вливание денег в собственную промышленность и заводы-гиганты. Но на ПМЭФ уверено заявляют — никакого возвращения в СССР не будет, так как экономика Советского Союза была "неэффективной", значит, и методы, которыми поднимали страну, устарели, не оправдали себя и сегодняшней финансовой аристократией отброшены с омерзением.

"Экономика Советского Союза по целому ряду историй была неэффективна. Она была неэффективна, потому что она была закрыта, она была неэффективна, потому что она была неконкурентна, она была неэффективна, потому что она была сверхцентрализована, всего этого нет и, конечно же, в России не будет. У нас будет другая модель, более эффективная, более способная на изменения, более способная на создание нового. Пример — противодействие пандемии, работа бизнеса сейчас показывает, что мы умеем справляться, будем справляться", — заявил помощник президента РФ Максим Орешкин.

Но какой именно будет эта система "сверхновая и своя", пока непонятно, главное, чтобы не советская. Об этом же говорила Эльвира Набиуллина, по ее мнению, главное — это то, что мы лишаемся привычного доступа к источникам технологий, а это в свою очередь приведет к деградации. Какой же выход? Государство должно больше вкладывать в развитие технологий или, может быть, даже перейти на плановую экономику, чтобы усилить контроль? Нет, надо развивать… частную инициативу!

"Чтобы не вернуться в Советский Союз, где это было, нужно по-иному посмотреть на частную инициативу, без частной инициативы не будет технологического развития. Это не вопрос налогов, не вопрос поддержки бюджета, каких-то проектов, это все, что связано с развитием частной инициативы. Если дать ей проявиться, то тогда будет и развитие технологий, развитие инноваций и то, что мы называем модернизацией", — сказала глава ЦБ.

Вот так, частная инициатива в России — это не вопрос налогов, поддержки бюджета или уровня ключевой ставки. И правда, у нас строится какая-то уникальная для всего развитого мира рыночная модель. Все должно как-то само собой прорасти на полностью выжженном поле.

Пока Набиуллина билась за новые технологии, министр финансов РФ Антон Силуанов все возвращался к стеклоподъемникам на "Ладе", ведь, оказывается, даже в отечественном авто, который теперь выпускают в упрощенной форме, но по большей цене, многие детали еще не удалось импортозаместить.

"Сегодняшняя ситуация заставляет нас смотреть по-иному на все то, что происходит у нас хорошо, достаточно и так далее. Начиная от подготовки специалистов, обучения врачей и заканчивая тем, нужно ли нам самим производить стеклоподъемники в "Ладе", — говорил Силуанов.

Антон Силуанов на ПМЭФ 2021(2021)|Фото: forumspb.com

Но, хочется заметить, что сегодня проблема даже не в отсутствии доступа к высоким технологиям и даже не про стеклоподъемники речь, элементарные гвозди, как узнала Матвиенко, производят не в России, как и многие другие базовые элементы промышленности, по сравнению с которыми стеклоподъемники — просто космические технологии. И как раз та самая "неэффективная" советская экономика создала промышленность полного цикла, что помогло нашей стране вполне эффективно победить во Второй мировой войне. Но сегодня даже речи не идет о том, чтобы деньги из бюджета чахнущий над златом Силуанов решил потратить на индустриализацию. Хотя то, что мы приперты к стенке, само собой располагает его к тому, чтобы сделать некоторые оговорки.

"Надо поддержать только то, что требует поддержки в первую очередь, а именно те новые технологии, которые стали нам менее доступны, это радиоэлектроника, наша цифра, те производства, которые требуют восстановления и воспроизводства нашими руками, вот, что надо поддерживать", — признал Силуанов.

Следующая его фраза войдет в историю наравне с медведевками вроде "Денег нет, но вы держитесь" или "Государство не просило вас рожать". По мнению Силуанова, бюджет — это лекарство и оно не должно превращаться в наркотик. То есть наши финансовые врачи прописывают вливать бюджетные средства в развитие и поддержку населения в малых дозах, чтобы мы не слишком привыкли к хорошему?

Силуанов считает, что все необходимые меры уже приняты — людей поддержали в период роста инфляции, власти взяли риски по росту стоимости кредитов в экономике и помогли тем отраслям, которые требуют этой поддержки, субсидировали процентные ставки. "Мы приняли решение, чтобы несмотря на все ограничения, продолжать проводить ту экономическую политику, которую мы наметили ранее", — обрадовал Силуанов.

"В этом ключе бюджет как раз и должен помогать предпринимателям. Перестройка мер помощи, но перестройка именно на секторы, риски которых мы видим, но с другой стороны, никогда нельзя забывать о бюджетной стабильности. Потому что если мы чуть дадим слабину, нас может занести в другие случаи. Возьмем, предположим, Турцию, Аргентину, где инфляция 70-80%. Нам это надо?" — по-отечески поинтересовался Силуанов.

Получается, мы какая-то странная сверхдержава, которая сверхдержится, чтобы не упасть до уровня Аргентины на наших банкстерах и финансовых властях?

Если вам кажется, что власти совсем ничего не хотят делать — строить предприятия или создавать плановые госзаказы — вы жестоко ошибаетесь. Силуанов говорит, что они взяли на себя "огромные риски" в условиях, когда нужно производить больше собственных товаров, собственной продукции, которая раньше завозилась — и это определенные риски по… реализации этих товаров.

"Самое главное для бизнеса, чтобы, производя товар, он имел возможность его продать и получить деньги. …давай производи подушку безопасности в "Ладе", мы тебе обеспечим спрос", — кто о чем, а Силуанов продолжает паразитировать на метафорах про "Ладу".

При этом, конечно, не само государство будет покупать подушки, делать подушки, и не факт, что чиновники начнут ставить эти подушки в собственные "Лады", потому что до сих пор переход представителей власти с колес иностранных на продукты собственного автопрома рассматривается как мера чрезвычайная и довольно сомнительная. Но вот уж для кого бюджет — наркотик, и у кого колеса иностранные, но лекарства для них все нет.

Набиуллина поддержала, сказав, что государство здесь может помочь лишь через создание частных структур, которые будут финансировать инновации. При этом она заверила, что у нас с ФНБ все нормально и у нас профицит бюджета. Решетников заявил, что сейчас главная цель — развитие национального капитала.

Он в очередной раз решительно снял с государства какие-либо обязательства и подтвердил верность либеральным ценностям в наше отнюдь не либеральное время, когда говорил об импортозамещении: "Мы неправильно понимаем импортозамещение, почему это сразу государство? Импортозамещение — это прежде всего частный бизнес. И ушедшие с нашего рынка иностранные компании оставили большие ниши, в которые сейчас активно идет наш бизнес, и те новые технологии, которые мы сейчас будем разрабатывать. Бизнес все сделает сам, главное ему не мешать".

Максим Решетников на ПМЭФ 2021(2021)|Фото: forumspb.com

Как же это все напоминает святые 90-ые, когда мантра "рынок сам все сделает, не надо ему мешать" оказала гипнотический эффект даже на тех, кто до этого мыслил вполне рационально. Только вот политики сейчас вдруг говорят, что 30 лет мы жили неправильно под гнетом западных идеологем, что в цивилизованный мир нас приняли на вторых ролях, что за прошедшее время мы от гиганта индустрии сделали мощный рывок не туда — и стали сырьевой экономикой, что все это время нас нагло использовали, оболванивали наших детей болонскими процессами, резко свернутыми даже в такой "свободно думающей" сфере, как образование, а вот финансисты продолжают сидеть, обняв колени у батареи и раскачиваясь, и повторяют: "главное ему не мешать, главное ему не мешать". Помешанные?

С виду вполне адекватные люди, которые в моменте рассуждают о бюджетном правиле, посмотрите на них и станет ясно, что у нас все хорошо (или у них все нормально) — ребята "на чиле", "на расслабоне", как принято выражаться: Орешкин шутит, Набиуллина смеется, Силуанов говорит, что бюджет — это вам не наркотик. И вот, что они решили в сложный период, когда наступил не один тот самый черный день, на который они рассчитывали, откладывая деньги в кубышку, а уже накопились недели, месяцы и годы таких дней, и Силуанов предлагает теперь … "жить по средствам". Золотые слова, конечно. И все же надежда остается. Ведь она умирает последней?

"Природную ренту, которую мы собираем, а мы много экспортируем углеводородов, в тучные годы не тратить, в худые годы, наоборот, доставать и стимулировать государственный спрос, замещая сокращения общего спроса в экономике, когда экономика сокращается. Это правило связано и с денежно-кредитной политикой. В нынешнее время бюджет должен помочь деньгами. В этой части мы достаем резервы, которые были в рамках бюджетного правила накоплены. И наоборот, когда конъюнктура благоприятная, будем сберегать", – пообещал Силуанов.



Александр Назаров