Аналитика


Ничего личного, просто бизнес-патриотизм!
Экономика | В России

На Петербургском международном экономическом форуме сегодня активно обсуждалось импортозамещение в целом и бренд "Сделано в России" в частности, на который у бизнес-сообщества и властей большие планы. Секция ПМЭФ носила характерное для нынешнего времени название: "Потребительский и бизнес-патриотизм на службе импортозамещения". Не прошло и 8 лет, как над развитием собственного производства в стране начали серьезно задумываться? Подробнее — в материале Накануне.RU.

Гендиректор бренда "Сделано в России" Михаил Садченков сразу рассказал, что уже сделано и что будет сделано в рамках развития этого самого бренда. Планируется продвигать его на внутреннем и внешнем рынках, но особенно на внутреннем, так как это и есть импортозамещение — через малый и средний бизнес (МСП) планируется вовлекать молодых предпринимателей и всех, кому не чужд "бизнес-патриотизм".

Кроме того, планируется провести большой опрос среди предпринимателей для того, чтобы узнать, какие системные проблемы возникают у российского бизнеса с точки зрения продвижения внутри страны, за рубежом, на потребительском рынке. Этот опрос Садченков обозначил как "Индекс настроения предпринимателей".

Михаил Садченков(2022)|Фото: ПМЭФ, скриншот трансляции

"Этот рейтинг станет ежегодным, по нему мы будем оценивать те регионы и те отрасли, которые наиболее пригодны для процессов импортозамещения и содействовать в том, чтобы решать существующие проблемы для развития бизнеса в этих направлениях", — пояснил он.

Кроме того, планируется создание саморегулируемой организации для кооперации "бизнес-патриотов" и институт послов бренда во всех регионах. Задача послов, по словам спикера, — популяризация бренда, работа с молодежью, с бизнес-сообществом и вовлечение предпринимателей. Пока же подали заявки 11 тыс. предприятий МСП, авторы надеются, что их будет больше. Однако почему предприятия будут подбираться по "индексу настроения", а не по ключевым направлениям, которые необходимо заменить отечественными товарами, Садченков не пояснил.

На этом обсуждение именно самого бренда и концепции "Сделано в России", пожалуй, и закончилось, дальше каждый спикер говорил о своем. Например, первый зампред комитета ГД по просвещению Яна Лантратова возмущалась, что образование стало услугой, но тут же предложила сделать гранты и госзаказы для школьников:

"Импортозамещение требует того, чтобы развивалось изобретательство. Если в свое время в Советском Союзе каждый второй-третий ребенок хотел стать космонавтом, ученым, то был определенный государственный запрос, и была понятна глобальная цель — куда идем. А сейчас очень важно, может быть, для детей тоже сформировать понятный госзаказ, может быть, подумать о развитии системы мини-грантов среди школьников, чтобы ребята могли не только создать какой-то проект, но и претворить его в жизнь".

Яна Лантратова(2022)|Фото: ПМЭФ, скриншот трансляции

Не превращает ли это еще больше образование в сферу услуг? И нужно ли говорить, что мечтания о космонавтике и ученых степенях в советское время были возможны благодаря иной социальной системе, бесплатным кружкам и обучению, а не благодаря госзаказам и грантам?

Депутат Госдумы Сергей Морозов рассказал, что еще в 2014 году Владимир Путин "жестко объявил" о курсе на импортозамещение, и с этого началось "экономическое освобождение нашей страны". Но, к сожалению, "нас отучили потреблять наши продукты" и главным критерием в приобретении "должна быть не цена, а общественная значимость продукта, говоря иначе — его территория производства". В общем, опять народ не тот попался. Дорого ли дешево, качественно или не очень — покупай отечественное, вот и весь "бизнес-патриотизм" по Морозову.

Сергей Морозов(2022)|Фото: ПМЭФ, скриншот трансляции

Руководитель Роскачества Максим Протасов с ним фактически поспорил, он считает, что для бизнес-патриотизма есть большая ниша из-за патриотизм-потребительства:

"Потребительский патриотизм — это чрезвычайно важно. Турбулентность в экономике, экономической политике, новый этап импортозамещения, индустриализации в России. Как это видят потребители? Только 7% граждан считает, что прекращение работы иностранных компаний на территории России сильно ухудшит их качество жизни. Только 16% назвали импортные продукты питания, от которых им будет тяжело отказаться, если они уйдут с рынка".

ПМЭФ(2022)|Фото: ПМЭФ, скриншот трансляции

Управляющий директор Expovisionrus Анна Дычева-Смирнова вернула всех с небес на землю, она сразу зашла с козырей, спросив, могут ли участники назвать какие-то российские марки парфюмерии и косметики. В зале назвали две марки, одна из которых действительно оказалась российской, и дегтярное мыло. Основная мыль выступающей свелась к тому, что на рынке существует около 4 тыс. компаний парфюмерии и косметики из России, которым нужно продвижение.

Голос разума прозвучал в лице вице-президента организации "Опора России" Алексея Кожевникова. Начал он довольно "бизнес-патриотично", заявив, что самоцель импортозамещения — это создание такой экономики, чтобы заниматься бизнесом в нашей стране было прибыльно и безопасно. Однако какой в этом смысл, какой смысл в любом бизнесе, если некому и не на что будет покупать его продукцию?

"Мы обсуждаем бренд "Сделано в России", но важно все-таки думать о людях и их состоянии, наверное, в этом и есть экономический патриотизм, потому что мы можем производить любую продукцию, но если у людей не будет покупательной способности, то наши товары и услуги просто никому не будут нужны", — заключил Кожевников.

Собственно, вот и весь бренд — сферический конь в вакууме, где общество всем должно. "Сделано в России" может быть что угодно и в любом количестве, но какой в этом смысл, если импортозамещением никто не сможет воспользоваться? Как говорится, ничего личного, просто бизнес…-патриотизм.



Евгений Иванов