Аналитика


Береги автомобили: почему мы запускаем ракеты, но не делаем подушки безопасности для машин?
Экономика | В России

Сначала это были гвозди и пуговицы, потом жестяные банки и комплектующие для лифтов, теперь антиблокировочная система и подушки безопасности для автомобилей. Чем дольше длится санкционное противостояние, тем больше все новых нехваток возникает в производстве, порой даже самых банальных. Накануне на полях ПМЭФ министр экономики Антон Силуанов открыл бездну шуток и отсылок к отечественному автопрому, рассказав, что и подушки безопасности мы закупали за границей, и чиновники вряд ли пересядут на отечественный автопром. Импортозамещение на словах существует уже несколько лет, а на деле — оно, вероятно, может начаться только сейчас. По крайней мере, в автопроме. Подробнее — в материале Накануне.RU.

"Не государство будет покупать подушки безопасности для "Лады", государство должно обеспечить возможности для производителей", — заявил Силуанов на ПМЭФ.

Его поддержал вице-премьер Юрий Борисов: "Было принято непопулярное, но временное решение перейти на модели с упрощенной спецификацией, отказавшись от привычных услуг, сервисов. Просто для того, чтобы сохранить объемы производства, сохранить рабочие руки на предприятии. Переживем, не война в этом плане: поездят и без подушки безопасности какое-то время, потом поменяют и поставят".

Правда, "поменяют и поставят", вероятно, тоже за свой счет. А между тем, "Автоваз" объявил цены на модель Lada Granta Classic 2022 года. Из-за дефицита импортных комплектующих в базовой версии не будет подушек безопасности и АБС. И стоить такая модель будет всего каких-то 658 тыс. руб. А потом еще за смену подушки министры предлагают доплатить?

Конвейер Автоваза.(2022)|Фото: пресс-служба Автоваза

Пока же министр Силуанов сам себе отчасти противоречит, говоря о возможностях для производителей, на том же ПМЭФ он заявил, что и всем помочь тоже не получится:

"Всем сестрам по серьгам не получится, потому что ресурсы ограничены. Льготы и субсидии — тем, кто сейчас производит самые нужные продукты, в которых мы ограничены. И жизнь такова, что сейчас надо помогать импортерам. Есть деньги? Есть! Но постоянно заливать экономику деньгами невозможно".

Ну вот и договорились — за импортозамещение тоже доплачивайте сами. Пока же у государства налажено производство космической техники и передовых систем вооружений, но неужели подушки безопасности и АБС сложнее в производстве, чем сборка танка и ракеты с хохломой? Эксперты в беседе с Накануне.RU объясняют — конечно, не сложнее, но приоритет пока не тот. В приоритете — экономия в гражданском производстве.

"На определенном этапе развития нашего автопрома руководители заводов, выпускающих легковые и грузовые автомобили, решили, что проще и дешевле будет закупать подушки безопасности, АБС и прочее за границей. Потому что предложили хорошую цену — так почему не купить? Поэтому стали закупать там все, что можно", — объясняет промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Характерный пример с этой экономией и последствиями — поставки микрочипов для "Автоваза" от Bosch. Как объясняет эксперт, когда возник глобальный кризис полупроводников, чипов стало не хватать самому поставщику, все заводы по выпуску полупроводников с их выпуском не справлялись и не справляются до сих пор.

Но технические мечты не оставляют Россию. Мэр столицы Сергей Собянин заявлял, что скоро могут дать новую жизнь "Москвичу" и, более того, сделать его электрокаром, в СМИ теперь заговорили и о "Жигулях", но опять встает вопрос — откуда будут комплектующие, те же подушки безопасности и АБС? Пока ставка делается на импорт из дружественных стран, в первую очередь это Китай.

Но это не должно быть окончательным решением всех проблем. Во-первых, как отмечает Хазанов, поставщики пользуются ситуацией и завышают цены, да и договариваться с ними приходится долго. А кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики и коммерции УрГЭУ Глеб Савин напоминает, что среди дружественных стран есть и Индия, но качество комплектующих там ниже. Он уверен, что некоторые последние решения властей могут помочь в формировании реального импортозамещения и, в частности, решения проблемы производства тех самых подушек безопасности и АБС.

путин лада гранта(2011)|Фото: premier.gov.ru

"Возможно, открытие промышленной ипотеки под низкий процент позволит более ускоренными темпами выйти на импортозамещение. Если у "Автоваза" есть свое оборудование, технологии и сотрудники, то, конечно, лучше так. Но если есть предприятия, которые произведут и доставят тому же "Автовазу" комплектующие — это нормально, можно и консолидировать все вместе", — рассказал Савин в беседе с Накануне.RU.

Да, реанимация отечественного автопрома необходима, это признают как независимые эксперты, так и на правительственном уровне, но действительно ли созданы все условия для предпринимателей? В конце концов, не определены даже ключевые отрасли и направления, которые необходимо заместить, по крайней мере, они не озвучены публично. Что касается конкретно комплектующих для автотранспорта, то, как объясняет промышленный эксперт Леонид Хазанов, это достаточно нишевая продукция и маломаржинальная, поэтому тут вряд ли можно будет обойтись только одной промышленной ипотекой:

"Мы теперь мучаемся из-за этого, хотя, на самом деле, тому же "Автовазу" проще и легче было бы самим это все наладить, создав мощности на предприятии, набрать людей — ведь для Тольятти проблема безработицы все-таки актуальна".

И тут все равно остается важный вопрос — технологический. В сфере космоса и ВПК давно налажены процессы и развитие технологий, производство техники идет постоянно, но что делать в сфере гражданского импортозамещения? Глеб Савин уверен, что в России есть и ученые, и инженеры, и математики, но если разрабатывать технологию с нуля дорого и долго, то можно прибегнуть к методу, о котором Накануне.RU пишет давно — продажа ресурсов за технологии:

"У нас есть ресурсы, которые достаточно востребованы в мире. Если нам не продают какие-то комплектующие и элементы, то лучше пойти по пути нереализации нашего сырья для тех стран и осуществлять продажу только за технологии. Конечно, ключевыми технологиями никто не будет делиться. Нам необходимо создавать свои наукоемкие производства, создавать фундаментальную научную базу, привлекать молодежь и в этом направлении развивать экономику".



Евгений Иванов