Аналитика


А было ли зерно?
Экономика | В России | В бывшем СССР | За рубежом

Все, что происходит сейчас с так называемой "зерновой сделкой" и украинским зерном, можно описать одной фразой, переиначив известное выражение: а было ли зерно? Странности вокруг этого, как оказалось потом, сверхважного ресурса начались еще в начале мая, когда президент США Джо Байден заявил, что на Украине остаются заблокированными 20 млн тонн зерна:

"Украина располагает 20 млн т зерна в своих хранилищах. Мы изучаем способы, каким образом вернуть это зерно на мировой рынок и тем самым добиться снижения цен".

Уже тогда эксперты задавались вопросами: а откуда там вообще 20 миллионов тонн, если самый вместительный элеватор оценивается в 3,5 млн тонн, а украинские порты могут в месяц пропускать максимум 1,5 млн т? То есть для вывоза этих самых 20 млн понадобилось бы привлекать и наземный грузооборот, иначе порты справились бы с таким объемом чуть больше, чем за год. Да и с наземным транспортом сроки были бы огромными, в общем, как-то не сходится. Но если Байден сказал 20 — значит, должно быть 20?

Позже зерновой хайп подхватили даже в ООН, по данным которой, число голодающих в мире достигнет 218 млн из-за украинского кризиса. По их же данным стало понятно, что 6 млн тонн — это все-таки зерно пшеницы, а еще 14 млн — это уже кукуруза. Но никто не обращал внимания, как в это же время груженые, скорее всего, зерном фуры начали постепенно покидать Украину.

убор зерновых, сельское хозяйство, зерно, уборочная(2021)|Фото: vk.com/gov.tuva

"Не в обмен ли на зерно Байден подписывает ленд-лиз, Конгресс одобряет пакет помощи на 40 миллиардов, и со всей Европы на Украину везут стволы?.. Не про то ли зерно речь, про которое буквально вчера писали, что его вывозят фурами?" — писали авторы телеграм-канала "Экономизм" в мае.

Сейчас по разным данным становится понятно, что и зерно-то — фуражное, предназначенное для корма скота, а не для пищевой промышленности. И ради чего заключалась тогда эта "зерновая сделка"? Зачем это России? Политолог Максим Жаров считает, что таким образом Кремль с помощью ООН пытался разблокировать российский импорт зерновых, поскольку санкции на импорт из России сельхозпродукции формально не наложены, но судовой фрахт фактически находится под неформальными санкциями, поскольку страховые компании боятся страховать грузы и сами суда с российской пшеницей и зерном.

"Как это с помощью ООН могло быть провернуто, на что российские власти рассчитывали — непонятно, потому что вопрос этот до сих пор ставят, с нашей стороны я вижу старания напомнить о том, что это пакет, что это вторая часть сделки, а ООН делает вид, что они не при чем, и как-то это все выглядит очень странно и непонятно", — говорит эксперт в беседе с Накануне.RU.

Так же странно выглядит и отказ от украинского зерна заказчиков — сначала Ливан, затем Египет, причем в тот момент, когда суда уже были загружены. Экономист Михаил Делягин напоминает, что первый отказался от украинского зерна потому, что оно оказалось не кондиционным, потому что там некому и незачем соблюдать правила хранения. А то, что шло в Ливан, шло с 5-месячным опозданием, поэтому ливанцы просто отказались платить за то, что невозможно проверить и проконтролировать.

"Я не понимаю, зачем нам эта "сделка". То ли это была какая-то взятка Эрдогану, который будет на перепродаже наживаться, то ли Абрамовичу, который там вокруг крутился – не понимаю, зачем нам это нужно и почему мы вообще слушаем всех этих воров и шулеров", — задается вопросом Делягин.

пшеница, зерно, кубань, сельское хозяйство(2021)|Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

Возможно, главная причина — остудить пыл, показать миру, что "украинское зерно" — это всего лишь хайп на теме? В конце концов, на мировом рынке его часть просто критически мала, напоминают в Российском зерновом союзе. Глава союза Аркадий Злочевский отмечает, что в июле прошлого года Украина отгрузила 3,1 млн зерновых, из них только 600 тыс. тонн пшеница. В июле этого года — 1,7 млн зерновых, в том числе 368 тыс. тонн пшеницы.

"Это существенный объем для мирового рынка? Да мир вообще не способен заметить такие объемы. Эта информация только поднимает цены, а риски голода — это высокие цены, а не украинское зерно. Этой проблемы просто не существует в природе", — считает эксперт.

Об этом же в беседе с Накануне.RU говорит и Михаил Делягин — он уверен, что потенциальный голод никто не отменял, но он может возникнуть только потому, что случилось падение урожая во всем мире из-за удорожания газа, а удорожание газа — из-за энергетического кризиса, который был одновременно в Европе, США и Китае, а этот энергетический кризис был вызван "климатическим мошенничеством" — избыточно быстрым переходом на ветряки и солнечные батареи.

Но теперь Кремлю особо важно держать руку на пульсе — по разным данным, "непринятые" суда с грузом могут быть использованы для различного рода провокаций. Один из таких сценариев описал военный аналитик Борис Рожин — он считает, что судно после разгрузки может отправиться в какой-либо порт, подконтрольный странам НАТО, после чего примет особо важный "груз" — по мнению Рожина, это может стать пусковая установка контейнерного типа, которую будет сложнее отследить. А уже с этим "грузом" корабль направят по направлению к Крымскому мосту для атаки. Экипаж будет использоваться "втемную", поэтому возможное развитие событий с ликвидацией судна может быть использовано на руку Киеву — как "Буча 2.0".

"С нашей стороны подобные действия отслеживаются, а заявления, что ВСУ готовы атаковать Крымский мост, вряд ли остаются без внимания. Соответственно, подобные варианты отрабатываются с точки зрения контроля акватории и потенциальных ударов не только ракетных, но и с точки зрения провокаций с моря", — уверен Борис Рожин.

Главный же вывод, который должны сделать в Кремле — даже не "плач Ярославны" по поводу никому ненужного зерна, а все более возрастающая самостоятельность украинских олигархов. До этого мы видели историю с Коломойским, который начал вести слишком самостоятельную игру, из-за чего лишился гражданства, теперь, как считает политолог Максим Жаров, в игру вступает Ринат Ахметов.

"Сейчас Украина заговорила о возможности распространения механизма зерновой сделки на собственный экспорт металлопродукции, — говорит Жаров. — Это её больше всего интересует, потому что есть Ринат Ахметов, у которого в связи с потерей "Азовстали" главной статьей доходов стал экспорт металлопродукции, которая ещё производится на горно-обогатительных комбинатах в Кривом Роге. Если Украина будет настаивать, а США с Великобританией будут Россию подталкивать на новую сделку уже по металлам, то это может привести к ещё более серьёзным последствиям, потому что здесь уже будут задействованы серьёзные силы украинских олигархов. А они способны играть самостоятельно, не по нотам, написанным украинскими властями или спецслужбами, поэтому продолжение этой практики крайне рискованно".



Евгений Иванов