Аналитика


Небо в алмазах: Афганистан и Россия — какой нам предложат бартер за нефть?
Общество | В России | За рубежом

Министр промышленности и торговли Исламского эмирата Афганистан Нуриддин Азизи рассказал, что в ходе переговоров в Москве делегация талибов ("Талибан" запрещен в РФ и признан террористической организацией) предложила России продать афганской стороне около 1 млн баррелей нефти.

Посол России в Кабуле обозначил принципы работы с талибами, основной посыл которых в том, что талибы — это новая реальность Афганистана и России придется работать с представителями движения там, где это отвечает национальным интересам. На фоне того, что Россию некоторые западные государства считают теперь чуть ли не официально "государством-террористом", то как выглядят наши двусторонние связи со стороны?

"Талибы, как бы к ним ни относиться, это реальность, от которой не уйти. Поэтому мы должны работать с ними там, где это отвечает нашим интересам и где это требуется для решения стоящих перед Россией задач", — заявил диппредставитель.

Талибы захватывают солдат и технику(2021)|Фото: blahnews.ru

Одним из подтверждений "серьезных намерений" в отношениях стало то, что талибы намерены закупить у России 1 млн баррелей нефти, при этом Нуриддин Азизи подчеркнул, что "Талибан" рассматривает вариант бартерной торговли, если российская сторона заинтересуется "какой-нибудь афганской продукцией" для обмена на энергоресурсы. Только вот что могут предложить нам власти Афганистана — кожу и шафран? А может быть, это будут некие услуги?

Напомним, что именно 15 августа прошлого года к власти в Афганистане пришли талибы. Страны Запада, в том числе США, не признают власть "Талибана", но при этом именно действия США сделали возможным приход к власти в Афганистане таких радикальных сил.

Востоковед Аджар Куртов подчеркивает, что дипломатические отношения России с Афганистаном есть давно, талибы не пытались их разрывать, и для нас важно уметь налаживать отношения с любой властью, тем более сейчас, когда в тех же странах Запада есть куда более антироссийские правительства, и враждебные курсы этих государств не мешают России иметь с ними дипломатические отношения.

"Что касается талибов — это часть афганского народа, нравится нам это или не нравится, ситуация сложилась за очень и очень долгое время, а не появилась внезапно. Были попытки ломать это об колено, устраивать революционные процессы с опорой на рабочий класс, которого в Афганистане практически не существовало. Но все попытки кончились плохо. Талибы — это не подарок, но один из традиционалистских вариантов ислама, достаточно радикальный, и они долгое время боролись за власть", — говорит он.

В период первого прихода к власти талибов в середине 90-х годов были серьезные эксцессы, когда во время военных действий они убивали захваченных в плен политических противников. С точки зрения европейцев, с точки зрения россиянина, их новые порядки выглядят предосудительно, когда женщинам и девочкам запрещают учиться и получать образование, мужчин заставляют отращивать бороды, ходить в определенного рода одежде, когда ислам объявлялся непререкаемой ценностью, когда культуры других цивилизаций, те же статуи Будды были сорваны.

"Но, будем откровенны, таких примеров в истории много в самых разных странах, в том числе в христианских. И те, кто бросает сейчас камни в сторону России [из-за талибов], они закрывали глаза на очень схожие ситуации, когда в Косово уничтожались десятки православных святынь, монастырей, церквей, это было в наше время, и Европа закрывала глаза на эту гуманитарную катастрофу православной сербской культуры", — напоминает Аджар Куртов.

Мы же помогали Афганистану всегда, и когда на Западе ему заморозили счета, и когда была угроза голода, а там такая угроза существует всегда, так как Афганистан небогатая страна, хотя есть мнение, что это самые богатые недра, и ими уже интересуется Китай, но ведь оттуда их надо еще как-то достать, это горная страна, а в горах довольно трудно добывать полезные ископаемые.

Месторождение меди Айнак в Афганистане разрабатывается китайскими компаниями(2017)|Фото: www.mcc17.cn

Так что сотрудничество Афганистана с Россией имеет свои определенные перспективы, считает эксперт. Да, сотрудничество не будет беспроблемным, но мы выстраиваем отношения со многими странами, в том числе мусульманскими, где есть радикальные варианты ислама, как с той же Саудовской Аравией.

Впрочем, серьезный торговый оборот с Афганистаном Россия вряд ли сможет поддерживать, там есть продукты сельского хозяйства, которые мы можем получить без особых проблем в других государствах, ну, а такие товары, как кожа, шафран, большого спроса в России не имеют, если только речь не идет о каких-либо услугах. Да и рядом с Афганистаном есть страны, которые могут поставить ему нефть — это тот же самый Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. Все эти три страны добывают нефть и определенные объемы этой нефти способны экспортировать, а Узбекистан соединен с Туркменистаном железной дорогой, так что там даже нефтепровода не нужно, тогда как российская нефть достаточно большой путь должна проделать. И потом, не столько нефть нужна, сколько нефтепродукты, потому что Афганистан промышленно не развит, так что вся эта сделка выглядит очень сомнительной.

"А что они могут предложить нам взамен? Да, есть у них драгоценные камни, которые ценятся на мировом рынке. Не секрет, что гражданская война в Афганистане, тот же самый Северный Альянс, боролись с правительствами моджахедов в Кабуле благодаря тому, что получали средства от продажи изумрудов на подконтрольных им территориях Афганистана. Так что да, кое-что у них есть. Может быть, Россия через территорию Афганистана может налаживать связи с исламскими странами, с Южной Азией, с Индией, с которой торговля все-таки ведется, но в Афганистане нет железных дорог, а по автомобильным дорогам перевозить достаточно накладно и до известной степени небезопасно, хотя есть надежда, что эта проблема решится. В любом случае, есть пролет над территорией Афганистана, сейчас мы ограничены в возможностях, дело не в том, что мы будем делать крюк, чтобы попасть в Германию, но после введения санкций у нас торговый оборот растет именно со странами Востока, так что небо над Афганистаном может быть востребовано", — говорит Аджар Куртов.



Александр Назаров