Аналитика


Денис Парфенов: Дедолларизация, юанизация? У этой политики нет будущего
Экспертное мнение | В России | За рубежом

По данным "Форбс", юань впервые обошел доллар по объему торгов на Московской бирже. Политика государства все больше сводится к вымыванию "токсичных" долларов и евро — ЦБ поддерживает уход от валют "недружественных" стран, брокеры и банки ухудшают условия хранения долларов и евро на счетах, а на замену им приходят "дружественные" валюты. Так, накануне Центробанк опубликовал "основные направления единой государственной денежно-кредитной политики", где говорится о новом механизме пополнения и расходования средств ФНБ. Для этого будут использоваться, например, юани, рупии, турецкие лиры и так далее.

Впрочем, а не много ли юаней? Россия и так заняла третье место по использованию юаня в международных расчетах, хотя раньше занимала лишь седьмую строчку. Теперь можно говорить не о "дедолларизации" в экономической системе, а об "юанизации"? Своим мнением о новой экономической политике с Накануне.RU поделился депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам Денис Парфенов:

— Очевидно, что экономические власти будут продолжать курс на выдавливание основных валют "недружественных" стран, в первую очередь доллара и евро, из экономических операций, чтобы меньше с ними работали предприятия и компании, чтобы меньше их люди держали в качестве какого-то резерва. На этом фоне некоторая диверсификация, которая намечена тем же Центробанком, выглядит логично.

Другое дело, что не совсем правильным является сохранение прежнего подхода — пополнение резервных фондов в ущерб развитию экономики. Мы помним, что в своё время все хоть сколько-нибудь патриотично настроенные экономисты достаточно жёстко критиковали бюджетное правило, которое пополняло резервы в ущерб тому, чтобы вкладываться в развитие отечественной экономики и промышленности. Сейчас, да, бюджетного правила в прежнем виде нет, но его возобновление так или иначе обсуждается, и есть основания полагать, что в каком-то виде оно снова будет применяться. И, собственно, действие нового бюджетного правила, которое может распространиться на целый ряд валют и операций в них, очевидным образом сводится к продолжению старой политики. А она собой представляет очень простую комбинацию: то, что поступает от продажи невосполнимых природных ресурсов, откладывается в кубышку, а кубышка никак не используется. То есть государство просто на ней сидит и ждёт лучших времён.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Накануне.RU

Ну вот досидели до того, что половину этой кубышки у нас умыкнули, и пока никаких вариантов вернуть эти деньги не просматривается. Поэтому ущербность такого подхода, по-моему, со всей убедительностью доказана временем.

Нужно иметь какой-то небольшой резерв, я согласен, но основной задачей сейчас является подъём отечественной промышленности и новая индустриализация. Сделать это можно только, если деньги не откладывать, а вкладывать, причём, исходя из долгосрочного стратегического плана развития.

Тем не менее риски и с валютами "дружественных" стран, конечно, существуют. Та же самая лира на 78% обесценилась в прошлом году. На слабом юане тоже правительство Китая за счёт огромного экспорта получало значительную выгоду. Но тут важно другое. Дело в том, что у России ведь тоже очень долгое время рубль был искусственным образом чрезмерно ослаблен. Это было очень выгодно экспортёрам, кто выкачивает нефть, газ, металлы, лес, всевозможные природные ресурсы, и продает их на зарубежных рынках.

Несмотря на целый ряд политических встрясок, Россия всё равно по-прежнему остаётся встроенной в мировую капиталистическую экономику на правах зависимого сырьевого придатка, этой мировой капиталистической экономикой по-прежнему командуют Соединённые Штаты Америки, чья валюта по-прежнему остаётся главной мировой резервной валютой и основной валютой для международных расчётов. Поэтому в этих условиях рассчитывать, что можно полностью и окончательно отказаться от доллара и евро, которые между собой довольно тесно связаны, достаточно сложно. И нужно понимать, что здесь какие-то серьёзные перемены возможны только при смене как раз мировой финансовой валютной системы, ну а это, в свою очередь, требует совершенно иных экономических раскладов. Всё это должно быть чётко посчитано, а у нас правительство бежит от государственного планирования и развития экономики, как чёрт от ладана. То есть планировать развитие экономики пока никто у нас не спешит, все хотят и дальше, видимо, ловить рыбу в мутной воде, потому что это позволяет лично обогащаться.

Но сейчас ситуация другая: либо ты вкладываешься в развитие промышленности и создаёшь сильную экономику, либо тебя просто затопчет более сильный оппонент. Пока мы видим, что власти исходят из того, чтобы сделать всё, чтобы оставить всё по-старому. У этой политики нет будущего.