Аналитика


На Западе просчитывают "энергетический" удар Кремля по "центрам принятия решений"
Экономика | В России | В бывшем СССР | За рубежом

С 31 августа "Северный поток-1" остановлен на три дня, до утра 3 сентября. Официальная причина первой с начала эксплуатации приостановки — ремонт агрегатов. История с турбиной получила свое продолжение, однако поймут ли намек в Европе? Все чаще звучит мнение, что сам по себе Киев не является центром принятия решений, поэтому бессмысленно взывать к режиму Зеленского и требовать прекратить, например, обстрелы ЗАЭС, которые могут привести к ядерной катастрофе. Между тем, на Западе подсчитали, что Россия может оставить Европу без газа на целый год, что грозит ЕС уже катастрофой экономической. Это и будет дальнейшим ходом Кремля и тем самым ударом по ЦПР? Подробности — в материале Накануне.RU.

Россию уже просили, если не сказать упрашивали, забрать турбины для "Северного потока", однако для "Газпрома" и властей важны не сами турбины как таковые, а возможность снятия санкций с их ремонта и транспортировки, потому что пока Европа смогла лишь с барского плеча сделать исключение для ремонта пяти агрегатов. Что будет после этих ремонтов? В общем-то, сейчас Россия это и демонстрирует. Казалось бы, отменить санкции — и все в выгоде, но западные элиты не могут себе этого позволить, потому что и приняты эти ограничения были одними из первых, и потому что это просто признак слабости и косвенной поддержи спецоперации. В Кремле об этом знают и если сначала просто намекали на то, что европейцам нужно сделать, то теперь переходят к прямым действиям, показывающим серьезность намерений.

В это же время Украина продолжает обстреливать Запорожскую АЭС, что может привести к ядерной катастрофе в регионе. И понятно, что центры принятия решений фактически находятся не в Киеве, поэтому с Киевом говорить об этом бесполезно — именно поэтому Кремль требует от европейских стран надавить на Зеленского, чтобы обстрелы со стороны ВСУ прекратились. Москва начинает действовать через "топливный рычаг", продавливая свои решения на энергетическом фронте?

Накануне.ru(2009)|Фото: Накануне.RU

За последние пару недель авторитетные западные СМИ разошлись на предостережения в пользу России — об этом заявляют Times, Washington Post, CNN, а теперь и Bloomberg, только тональность в них разная. Например, "Таймс" приводит слова военного из минобороны Великобритании о том, что к концу года у Англии может закончиться вооружения для поддержки Украины.

А "Блумберг" подливает масла в огонь: Россия, по подсчетам издания, может остановить поставки газа в Европу на год без особого влияния на экономику страны и бюджет. Более того, РФ может зарабатывать до $20 млрд в квартал на экспорте газа, несмотря на сокращение объемов этого экспорта, ведь из-за турбулентности на рынке цена "голубого топлива" постоянно растет.

"Цифры правдоподобные, — объясняет в беседе с Накануне.RU экономист Михаил Делягин. — Естественно, объем наших заработков зависит от динамики цен на мировых рынках, и естественно, если мы сократим экспорт в Европу, то цены на мировых рынках вырастут, там не такого механического перераспределения, газ — это не вполне либерализованный товар, и мы будем зарабатывать больше. То есть это для нас коммерчески выгодно".

Правда, при этом есть проблема, которую издание не учитывает — если газ не продается в Европу, то с ним нужно что-то делать, далеко не на всех месторождениях можно просто сократить добычу и все. Придется либо сжигать газ, либо отправлять на газопереработку или в газохранилища — а их не так много, и быстро построить их невозможно.

"Мы должны были еще 30 лет назад развивать газопереработку, но поскольку мы этого не делали, эта проблема осталась. У нас в государстве нет людей, которые хотят развивать российскую промышленность. Потому что если бы они хотели — они бы этим занимались", — уверен эксперт.

Коллаж, газ, газопровод, рубли(2022)|Фото: Накануне.RU

Но если приостановка экспорта газа может быть даже коммерчески выгодна, то почему Москва этого просто не сделает, чтобы обрушить на Европу всю тяжесть энергетического кризиса? Вероятно, в элитах надеются договориться "по-хорошему", пока останавливая поставки только на несколько дней, а параллельно намекая Европе через авторитетные СМИ. Да, все эти публикации о заканчивающихся поставках вооружений, об экономике, которая выстоит натиск санкций, и возможности на целый год оставить ЕС без газа, могут быть лишь медийной кампанией Кремля, считает политолог Павел Салин. Ценник на газ уже пересекал в моменте психологическую отметку в $3500, а если Европа и дальше будет противиться, то ее может ждать не только полная остановка поставок газа, но и Дмитрий Медведев со словами "а я ведь говорил", предсказывавший ранее, что газ может дойти до отметки и в $5000 за 1 тыс. кубометров.

"Поэтому именно эти публикации, которые сейчас появляются, можно расценивать как элемент давления. А что там на самом деле будет — и с поставками газа, и с поставками западных вооружений на Украину — это покажут соответствующие сроки", — уверен Павел Салин.

Этот же рычаг давления может частично замедлить или вообще обезопасить от нового пакета санкций, которые начинают обсуждать в Евросоюзе. Как отмечает Михаил Делягин, основная задача восьмого пакета может быть направлена на реструктуризацию внутреннего рынка газа, но это не решит проблему физической нехватки газа. Пока же элиты ЕС "эффективно" распределяют энергию только среди населения — настаивая на понижении температуры в жилых помещениях, более редком принятии водных процедур, вместо которых якобы лучше просто обтираться мокрым полотенцем, и тому подобном.

Но почему это газовое давление может стать эффективным, если страны ЕС не раз заявляли, что найдут альтернативных поставщиков газа? Как поясняет аналитик Финансового университета Игорь Юшков в беседе с Накануне.RU, тут сами европейцы отталкивают потенциальных поставщиков. Причина простая — альтернативных поставщиков найти можно, но им необходимо и нарастить добычу, и построить газопроводы, и станции переработки, что стоит огромных денег. Поэтому другие государства логично требуют от Евросоюза вложиться в эти проекты, стоимость которых может достигать нескольких десятков миллиардов долларов, а сроки исполнения — до нескольких лет. И Европа должна в это вложиться, потому что с одной стороны это нужно в первую очередь ей самой, а с другой — потому что эта же Европа декларирует и продвигает идею декарбонизации и вообще отказа от газовой энергетики, перехода на "зеленую" энергию. То есть одной рукой Европа просит, а другой — пытается проскочить зиму и отказаться от всего до лучших времен, ни за что не заплатив.

Олаф Шольц(2022)|Фото: Christoph Soeder / Pool via REUTERS

Услышат ли лидеры Евросоюза своих недовольных граждан и почувствуют ли крен в своей экономике — вопрос открытый, но чем дольше они ждут, тем больше у них может появиться проблем. По сути, у них сейчас есть два варианта действий: надавить на Киев и укротить свои санкционные амбиции, не заплатив за это ни евроцента, или ничего не делать с Киевом и заключать миллиардные договоры с альтернативными поставщиками газа, срок исполнения которых точно затянется дольше, чем на одну зиму.

Один из центров принятия решений, таким образом, находится под давлением, но что делать с другим центром, который находится за океаном? Несмотря на недовольство американцев ценой на бензин и растущей инфляцией, США в целом остаются в плюсе от европейского энергетического кризиса — как писало швейцарское издание Blick, американские компании наживаются на этом кризисе, имея колоссальные доходы от продажи СПГ.

"В Европе российского газа повсюду не хватает, и это вызывает рост цен до десятикратного масштаба. Однако в США природный газ остается дешевым, и торговцы сырьевыми товарами извлекают колоссальные прибыли, продавая американский газ в Европе", — писали в газете.

Но и на этот центр принятия решений может найтись свой рычаг давления, уверен Михаил Делягин. Начать можно было бы с прекращения поставок урана в США, но, возможно, газового рычага хватит, и будет ли он эффективным методом воздействия, станет понятно в скором времени — возможно, пока длится ремонт агрегатов "Северного потока".



Евгений Иванов