Аналитика


"Чернее некуда". В Госдуме призывают отказаться от "кудринских граблей" в бюджете
Экономика

Проект бюджета на 2023-2025 годы, как известно, был самым сложным для министра финансов Антона Силуанова, но, как теперь становится понятно, сложность заключалась просто в незначительном пересмотре пресловутого кудринского "бюджетного правила", когда нефтегазовые сверхдоходы мы меняем на валюту и отправляем в кубышки. Подробнее — в материале Накануне.RU.

Каждый год с 2023 по 2025 расходы предполагаются на уровне чуть больше 29 трлн рублей: 29,056 трлн в 2023 году, 29,432 трлн в 2024 и 29,244 трлн руб. в 2025 году. По словам министра финансов, с таким уровнем расходов возможно свести бюджет с дефицитом в 0,7% ВВП, который позволит жить "по средствам". Вместе с тем министерство считает такие расходы максимальными.

В самом проекте также отдельно прописано изъятие части сверхдоходов у сырьевого бизнеса, в частности, у "Газпрома". Изначально планировалось это реализовать через экспортные пошлины, но в итоге с корпорацией договорились на "дополнительные изъятия через НДПИ". А вот для населения изменений в налогах в ближайшие три года не предполагается, как заверили в ведомстве. Впрочем, в далеком 2018 году и для бизнеса изменений не предполагалось вплоть до 2024 года, но, как оказалось, горизонт планирования Минфина и Антона Силуанова всегда оказывается куда ближе, чем им хотелось бы.

Само "бюджетное правило" теперь видоизменилось: если раньше рассчитывалась конкретная цена отсечения ($60 за баррель), а все, что получалось свыше, шло в "кубышку", то теперь конкретного ценника нет, есть общая сумма — 8 трлн рублей. И так же все, что приходит свыше этой суммы, тоже пойдет в резервы. Накопленные средства, как и прежде, Минфин будет хранить на счетах Центробанка, который на свое усмотрение будет приобретать на них валюту или держать в рублях.

Эльвира Набиуллина, Алексей Кудрин, Антон Силуанов(2021)|Фото: Накануне.RU

Как напоминает депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам Денис Парфенов, любая форма "бюджетного правила" — это все те же грабли, только названные по-другому:

"Действие нового бюджетного правила, которое может распространиться на целый ряд валют и операций в них, очевидным образом сводится к продолжению старой политики. А она собой представляет очень простую комбинацию: то, что поступает от продажи невосполнимых природных ресурсов, откладывается в кубышку, а кубышка никак не используется. То есть государство просто на ней сидит и ждет лучших времен".

Важно также отметить, что проект бюджета не учитывает все новые обстоятельства — частичную мобилизацию, прорыв на "Северных потоках", колебания курсов, новые санкции и прочее. Но тем не менее некоторые экономисты считают, что временная приостановка бюджетного правила — это уже большая победа Михаила Мишустина над либеральной группой во власти. Впрочем, какая же это победа, если все вернется на круги своя?

Как считает депутат Госдумы Оксана Дмитриева, жизнь по "бюджетному правилу" — это "полная чушь", о чем уже говорят на протяжении 20 лет.

"Уже всеми и практикой доказано, что это тормоз экономического роста, ограничение расходов и это догмат, который был нам навязан, чтобы остановить затормозить развитие страны", — напомнила Дмитриева в беседе с Накануне.RU.

Она также отметила, что непонятно, в какой валюте собираются хранить средства: любой вариант сейчас представляется "глупостью", так как свою валюту можно печатать, а если копить в другой какой-либо валюте, то это ничем хорошим не может закончиться, как было ранее с резервами Центробанка.

Коллаж, Центробанк, Набиуллина(2022)|Фото: Накануне.RU

"Вот 300 млрд золотовалютных резервов пропало и около 3 трлн из ФНБ. А сколько еще банки потеряли? Нет — опять копят — причем, копят опять в иностранной валюте, в иностранных банках. На одни и те же грабли сколько можно наступать?" — сетует депутат Госдумы Николай Арефьев в беседе с Накануне.RU.

Арефьев также напоминает, что за "потерянные" 300 млрд никто не понес наказания, все как будто "нормально". Эксперты сходятся во мнении — проект бюджета с переходом к "новому-старому" бюджетному правилу ничем хорошим не обернется, сейчас необходимо направлять все средства на развитие страны, своего производства, импортозамещения и технологического суверенитета, потому что если "финансовая подушка" отложена на "черный день", то ее тратить самое время — "чернее уже некуда". Иначе настанут времена "получше" и все как будто станет "нормально", тогда можно будет снова копить и ничего не делать.

"Мы [в КПРФ] разработали бюджет развития, с учетом сегодняшних новых возможностей он должен быть не менее 35-40 трлн рублей, потому что надо поднимать экономику. Пора уже отказаться от доктрины, что рынок все расставит на свои места. За прошедшие полгода рынок ничего не расставил и за все 30 лет он тоже ничего не расставил на места. Тогда давайте переходить на плановую основу, планировать, и за счет бюджета строить заводы, фабрики, замещать импорт", — уверен Николай Арефьев.

"На самом деле ни в коем случае сейчас нельзя урезать расходы, потому что должны быть драйверы экономического роста для сохранения рабочих мест, сохранения платежеспособного спроса. Все думают, что, наверное, за этим что-то стоит, а за этим ничего не нет", — добавляет Оксана Дмитриева в беседе с Накануне.RU.



Евгений Иванов