Аналитика


XX cъезд Компартии Китая: на пороге разрыва связей с США
Политика | За рубежом

Открытие XX съезда КПК не принесло особых сенсаций. Для человека, рождённого в СССР, само словосочетание "двадцатый съезд" звучит весьма интригующе, от такого съезда ожидаются судьбоносные решения в жизни партии. Но пока о таковых неизвестно. Си Цзиньпин уверенно держится на китайском политическом Олимпе, поэтому новое "разоблачение культа личности" выглядит совсем невероятным. Зарубежные наблюдатели, напротив, ждут третьего срока Си, на который нынешний генсек ЦК КПК может пойти, нарушив негласные договорённости. Однако и об этом никаких новостей пока нет.

Накануне Си Цзиньпин выступил с докладом на открытии съезда, а сегодня встретился с партийцами из Гуанси-Чжуанского автономного округа (региона на юге КНР у границы с Вьетнамом). В опубликованных материалах съезда подводятся отчёты о развитии, начиная с XVIII съезда (в 2012 г., когда Си пришёл к власти), но вопрос о том, кто займёт высший партийный пост, обходится стороной. До объявления судьбоносных решений ещё есть время — съезд закрывается только 22 октября. А к таким решениям китайскую компартию будет неизбежно подталкивать как внешнеполитическая, так и внутренняя ситуация.

Говоря о возможном третьем сроке Си, стоит уточнить, что съезд выбирает генерального секретаря ЦК. Помимо этого, у китайского лидера есть и другие должности. Будучи главой партии, Си Цзиньпин занимает также высший государственный пост председателя КНР. Он же руководит Центральным военным советом (ЦВС), координирующим работу силовых ведомств. Формально на должности генерального секретаря ЦК можно находиться неограниченное количество сроков. Однако, во-первых, за последние 30 лет лидеры партии отходили от дел после второго срока. Во-вторых, довольно жёстко соблюдалось правило о том, что высшие партийные и государственные чиновники не переизбирались после того, как достигали возраста в 67 лет. Сейчас Си Цзиньпину уже 69 лет и его третий срок станет заметным отходом от негласных правил.

С другой стороны, дискуссия о третьем сроке — это продукт аналогий с российской политической действительностью. В китайских условиях Си Цзиньпину нет необходимости удерживать за собой именно главный партийный пост. Ещё в 2018 г. в КНР была проведена реформа Конституции, согласно которой в основном законе страны были закреплены идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху и строительстве общей судьбы всего человечества. Си был персонально признан "ядром партии", встав таким образом в один ряд с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином.

Авторитет и курс Си не ставятся под сомнение. А держать руку на пульсе политической жизни он может и на другой должности. Дэн Сяопин оставался у власти и даже руководил подавлением беспорядков на площади Тяньаньмэнь, будучи председателем ЦВС.

Дэн Сяопин(2018)|Фото: www.sxdaily.com.cn

У Си Цзиньпина остаётся и другой вариант. В той самой конституционной реформе ничего не говорилось о должности генсека ЦК, но было снято ограничение в два срока для председателя КНР. Эта высокая должность имеет не очень понятный самостоятельный функционал. Председатель КНР не избирается всеобщим голосованием, эту должность обычно автоматически получает генсек, но на этот раз может быть сделано исключение: руководство партией достанется более молодому функционеру, а опытный Си может сосредоточиться на государственных делах.

"Съезд достаточно традиционно проходит, он похож на советские съезды: в несколько дней с определёнными прениями по основному докладу, — рассказал Накануне.RU президент Российско-Китайского аналитического центра Сергей Санакоев. — Кадровые решения обычно только в конце съезда бывают, так происходит каждый раз, поэтому нельзя сказать, что что-то необычное сейчас происходит. Судя по докладу и по его оценкам понятно, что всё общество, партия и её ядро в лице Центрального комитета КПК позитивно оценивают итоги прошедшего десятилетия. Председатель Си Цзиньпин, безусловно, остаётся у руля партии и страны в целом".

Важно, что процедура съезда подразумевает дискуссию и обсуждения, поэтому не стоит относиться к съезду как к формальному утверждению заранее принятых решений.

"Решения хорошо подготовлены, но они ещё не приняты. Ничего формального я в этом не вижу, поскольку от этих решений сегодня зависит ситуация не только в Китае, но и во всём мире", — отмечает эксперт.

20 съезд КПК(2022)|Фото: Thomas Peter/ REUTERS

Вне зависимости от того, кто именно окажется на посту генерального секретаря, партии придётся в самом ближайшем будущем решать важнейшие вопросы.

Похоже, что XX съезд нужно сравнивать не со съездом КПСС из-за сходства в цифрах. Обстановка больше напоминает ту, в которой проходил VIII съезд КПК. В сентябре 1956 г., примерно через полгода после начала борьбы с "культом личности" Сталина в СССР, КПК приняла новый устав, с докладом по которому выступал будущий "архитектор реформ" Дэн Сяопин, и план на вторую пятилетку развития китайской экономики. Однако вскоре разногласия с СССР обернулись разрывом экономических связей с Советским Союзом и странами социалистического блока. Пришлось не только пересматривать план второй пятилетки, но и собирать вторую сессию в 1958 г. На VIII съезде единственный раз в истории КПК было сделано два различных политических доклада. В экономическом отношении произошёл отказ от советского опыта и провозглашён знаменитый "Большой скачок".

В России его обычно вспоминают как курьёз благодаря кампании по выплавке стали в домашних доменных печах. Но, на самом деле, ценой огромных потрясений Китаю в те годы удалось сохранить суверенитет, испытать собственное атомное оружие и запустить искусственный спутник Земли.

Так что история может повториться, но уже как китайско-американский разрыв и завершение политики открытости Западу. А каким может быть новый "Большой скачок", покажет уже самое ближайшее будущее.

Еще материалы спецпроекта "Социализм с китайским лицом":



Юрий Александров