Аналитика


Олег Шеин: Пенсионную систему по-прежнему ведут к закрытию
Экспертное мнение | В России

Правительство России отклонило законопроект, предлагающий индексацию пенсий работающим пенсионерам. Власти снова сослались на юридическую формулировку пенсии – "компенсация лицу заработка или другого дохода в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности". То есть если трудоспособен, значит, индексации не подлежит, хватит и неиндексированного размера. Правительство к этому добавило и расчеты в виде 538 млрд руб., которые в случае индексации придется искать в федеральном бюджете, что "увеличит объем долгосрочных пенсионных обязательств". Но ведь работающий пенсионер фактически зарабатывает свою пенсию сам и, вроде бы, нагрузки на бюджет никакой и нет?

Власти давно исповедуют неолиберальную идеологию, когда путь в светлое будущее развитой экономики – это сбрасывание с себя любых обязательств и расходов. В том числе и пенсионных. В 2018 году прошел первый этап избавления от пенсионеров, а к 2070 году в России такими темпами на пенсионную систему ожидается повесить амбарный замок, уверен вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин. Он поделился своим экспертным мнением с Накануне.RU:

– Отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам, конечно, несправедлив. А не индексируют потому, что есть неолибералная идеология – не путать с либеральной – это концепция, которая когда-то была принята в Чикаго в 80-е годы, и потом она начала свое шествие по планете с переменным успехом. В нашей стране она победила.

Смысл неолиберальной концепции такой: чтобы росли доходы населения, необходимо развитие экономики. А из этого посыла, ложного на самом деле, потому что ситуация сложнее, происходит следующий посыл: чтобы экономика росла, надо, чтобы были низкие налоги, чтобы не было прав у работников, а была система свободного труда для предпринимателей, чтобы не было экологических ограничений. И когда, по мысли сторонников теории, мы все эти ограничения уберем, а с ними и высокие налоги, в том числе и отчисления в Пенсионный фонд, увольнять можно будет легко налево-направо, вот у нас тогда настанет процветание. В этом смысл неолиберальной идеологии.

Коллаж, плоская шкала налогообложения, бабушка, Кудрин, Чубайс, олигархи, Потанин, Дерипаска, Абрамович, Усманов(2020)|Фото: Накануне.RU

Результаты противоположные искомым, как известно, но они лежат в идеологических взглядах, именно отсюда и проистекают все управленческие решения, в том числе и отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам под соусом – а откуда деньги взять? Давайте, мы лучше эти деньги потратим на налоговые льготы для корпораций, они тогда (эти корпорации) смогут больше производить, и в этом случае у нас настанет то самое процветание, которого мы ждем уже 30 лет. Задачи выдавить работающего пенсионера с рынка труда нет, это история о том, чтобы все правила убрать, в том числе и те правила, по которым вы имеете какие-то права. А как вы там будете жить – точнее, существовать – мол, ваша личная история, мы в нее не вмешиваемся.

И такими темпами мы движемся к отказу государства от пенсий вообще. Потому что когда была антипенсионная "реформа" 4 года назад, разработчик этой "реформы" – Финансовый институт при Минфине РФ – дословно заявлял следующее: пенсия – это архаика, и давайте мы сделаем так, чтобы к 2070-2080 году на Пенсионный фонд повесить большой амбарный замок, пусть люди сами себе накапливают. Поэтому, разумеется, идеология этих людей заключается в том, чтобы отменить пенсии как институт.

Более того, если вернуться к пенсионной "реформе", вспомните, как она объяснялась. Для того, чтобы мы могли, как заявляли власти, проиндексировать пенсии нынешним пенсионерам, нам надо число пенсионеров сократить, иначе мы не справимся, и только это сокращение числа пенсионеров даст нам финансовый ресурс для того, чтобы пенсии повышать. Но мы видим, что на самом деле реальные пенсии снизились с той поры, но сама по себе идеология сводится вот к чему: чтобы индексировать пенсии, надо сокращать число пенсионеров. Стало быть, по истечении этого цикла этой реформы в 2028 году, когда будет достигнут пенсионный возраст 60 и 65, надо будет еще раз поднять пенсионный возраст, чтобы продолжить индексацию пенсий, и еще раз, и еще раз, и еще.

На сегодняшний день доля расходов на пенсионное обеспечение в странах Западной Европы составляет от 12 до 15%, в России – 7%. Если бы мы придерживались, скажем, польского или французского уровня поддержки пенсионеров, то размер пенсий был бы вдвое выше. Вместо этого мы видим диаметрально противоположную политику: мы видим повышение пенсионного возраста, мы видим отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам, мы видим сокращение реальных средних пенсий в Российской Федерации.

Средние пенсии в России три года назад составляли к прожиточному минимуму 165%, в рамках пенсионного проекта текущего бюджета они уходят на отметку 155%, то есть приближаются к порогу нищеты, хотя нам говорили совершенно другое: поднимем пенсионный возраст, а сэкономленные деньги разделим между пенсионерами, люди будут больше получать. На самом деле стали получать меньше.

Разумеется, такой концептуальный подход по сути дела ведет нас к архаизации страны, к распаду институтов, в том числе и институтов социального развития, к возврату в далекий 1913 год, за которым, как известно, последовал 1917 – то есть распад государственной системы управления.