Аналитика


Дарья Митина — о встрече Си и Байдена: Можно ли поделить мир без конфликта?
Экспертное мнение | В России | В бывшем СССР | За рубежом

Прошла встреча президента США и руководителя КНР на площадке саммита G20, по мнению некоторых наблюдателей, лидеры сверхдержав сегодня делят между собой тот самый "новый мир" в изменившихся условиях. И Байден заявил Си Цзиньпину, что соперничество США с Китаем "не должно перерасти в конфликт".

Перед саммитом стало ясно, что СВО России вбила клин в и так сложные отношения между США и Китаем, последний придерживается риторики поддержки России. Основная цель Байдена заключается в том, чтобы укрепить связи и не допустить превращения конкуренции в конфликт двух держав. Может ли произойти "обмен" по позициям: Китай ослабит поддержку России в обмен на смягчение США по поводу защиты Тайваня? Своим экспертным мнением об этом в беседе с Накануне.RU поделилась публицист Дарья Митина:

— И Украину, и Тайвань обязательно должны были обсудить на встрече Байдена и Си Цзиньпина. Но, я так понимаю, основной комплекс вопросов — экономические вопросы, потому что это две сверхдержавы, две главные мировые экономики. Но даже здесь важней всего вопросы логистики, комплекс тихоокеанских проблем, а вопросы европейской войны затрагиваются по касательной. Не думаю, что этот вопрос вообще может быть первоочередным.

Для Китая Украина — это точно периферийный вопрос, а вот Тайвань — ключевой. Надо понимать, что такие встречи на высшем уровне заранее долго готовятся, все позиции заранее обработаны дипломатами обеих стран, теперь друг другу изложена некая суммарная позиция.

В американском истеблишменте нет единства позиций, мы это видели на примере визита Пелоси, который на уши поставил всю планету, чуть ли не второй Карибский кризис спровоцировал. Но не вся американская элита, не вся американская политическая среда этот визит поддержала. Это был дерзкий маневр со стороны ястребиной части демократической партии, и даже внутри партии не было консенсуса по этому поводу. И в официальной политической риторике по-прежнему Америка артикулирует позицию поддержки одного Китая, так что это был какой-то конфронтационный разговор, США не готовы к глобальной конфронтации.

Резкие движения сейчас никому не нужны. Хотя ситуация такая, что на фоне общей турбулентности может быть все, что угодно. Условно говоря, вчера не было горячей войны в Европе — сейчас она есть, точно так же и здесь.

Китай занимает осторожную и взвешенную позицию в отношении украинского кризиса, и устами самого Си и министра иностранных дел оказывает поддержку нам. Причем, раньше этого не было до последнего съезда КПК — были достаточно обтекаемые дипломатические формулировки, что надо все решать миром, переговорным путем. А после съезда, после изменения кадрового состава руководства партии было несколько совершенно однозначных заявлений, не позволяющих двусмысленных трактовок — Китай стоит с Россией. Даже если за этим ничего нет, кроме дипломатических оборотов, а мы всего не знаем, естественно, то это уже и так много. Чем конкретно будет наполняться эта поддержка, яснее не стало. Но та же поддержка в ООН, когда Китай воздерживается по всем антироссийским заявлениям и решениям, — это уже много.