Аналитика


Олег Смирнов: США смягчили санкции по самолетам в свою пользу
Экспертное мнение | В России | В бывшем СССР | За рубежом

Министерство финансов США смягчило санкции против российской гражданской авиации. Для безопасности полетов разрешаются операции, необходимые для поставки, экспорта или реэкспорта товаров, технологий или услуг, то есть, самолеты можно снабжать запчастями и технически обслуживать. Но это касается только зарегистрированных за пределами в России и не находящихся в нашем реестре. Как это повлияет на наши планы по созданию собственных самолетов? Есть официальные заявления правительства по поводу выпуска 1000 лайнеров к 2030 году, но не пойдем ли в отступную теперь, договорившись? Заслуженный пилот, экс-замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов считает, что мы ни в коем случае не должны выводить из собственного реестра ""Боинги", а оставлять планы по созданию своей авиации нельзя. Своим экспертным мнением он поделился с Накануне.RU:

— Во-первых, это смягчение санкций только со стороны США, то есть для "Боингов", а со стороны Европы, "Аирбаса", никаких смягчений нет. Хотя, конечно, Европа тоже может пойти этим путем, но тут, как ей скажут США, так и сделает.

Во-вторых, это распространяется только на те самолеты, которые числятся не в российском реестре. Ранее, чтобы как-то выжить, было принято решение перевести самолеты в российский реестр, и уже около сотни самолетов переведено, эти самолеты не поддерживаются запчастями, а их уже значительное количество. Вынуждают ли они таким образом "вернуть" из нашего реестра "Боинги"? Может быть, но все остальные страны, если покупают авиалайнер, то переводят его в свой реестр. Мы давно ставили этот вопрос — почему у нас "Боинг" летает, а он не наш? За техническое обслуживание отвечают Бермуды, за двигатели — Бермуды, за инновации — тоже. Берет Саудовская Аравия "Боинг", сразу включает его в свой реестр, французы — тоже, все нормальные страны так и поступают, а мы нет. Либералы никого не слушали 30 лет и до сих пор не слушают, поэтому все безобразие, которое творится вокруг авиации, все их вина со времен Чубайса.

Так что США все делают для своей выгоды. Представьте себе, "Боинги" выпущены в США, каждый из которых стоит 100 млн долларов и больше, и американцы остаются без работы, то есть прекращаются лизинговые платежи, а это колоссальные деньги, как-то не по-хозяйски получается, экономически невыгодно и абсолютно абсурдно с такого "золотого" аппарата иметь одни расходы.

При этом Министерством финансов США предложена очень сложная система расчетов за эти запчасти, запрет на наши платежные системы сохраняется. Все будет сложнее, все будет дороже, посмотрим, как это все пойдет. Пока только Минфин США объявил о своем решении, и это тоже интересный нюанс — почему предложение от Министерства финансов исходит — именно оно обеспокоено тем, что на самолеты потрачены миллиарды, сотни миллиардов долларов, а отдачи нет никакой.

Теперь должен появиться документ, который уточняет параметры: какие запчасти, как будет осуществляться доставка, что будет с логистикой вообще, какая техническая литература, информация о запчастях должна быть, ведь в самолетах каждый день что-то меняется, а нас лишили этой информации "Боинги" и "Аирбас". А если мы не имеем информации, то это влияет на безопасность полетов. Тут все взаимосвязано, это авиация, особый вид технологий, это не зубную щетку сделать.

В мире происходит просто сумасшествие в авиации, самолет — это сложнейший, огромный механизм, там новейшие технологии, в самолетостроении задействованы умнейшие люди, конструкторы, ученые, и просто взять и все это разрушить? И себе же сделали хуже, США сами себя кусают за локти. Мы-то выходим из положения — перевели их самолеты в свой реестр, организовали параллельный импорт деталей, стали экстренно выпускать свои самолеты, будем и дальше это делать, я надеюсь. А они миллиарды вложили и теперь их теряют.

Но от их послаблений наши собственные планы по созданию своей гражданской авиации не должны быть нарушены. Потому что предательское отношение наших чиновников, министров к самолетостроению за последние 30 лет разрушило национальное авиационное самолетостроение. Надо бы наказать всех этих министров и чиновников, отправить их чуть севернее Магадана и продолжать ту работу, которую мы начали, чтобы вернуть статус великой самолетостроительной державы. Сейчас много делается для этого, официально объявлена правительственная программа по типам самолетов, сколько их выпускают — это уже похоже на меры по мобилизации промышленности — мы должны производить сами и комплектующие, и обеспечить своевременный выпуск качественных деталей, а если план или качество будут нарушены, отвечать должны все от министра до рабочего.

В стране в целом надо объявить мобилизационную экономику.