Аналитика


Китай заявляет о первом успешном боевом применении лазеров
Армия и ВПК | За рубежом

В Китае сообщают о первом успешном боевом применении лазерного оружия. Установка "Бесшумный охотник", производства КНР поступившая на вооружение армии Саудовской Аравии, уничтожила беспилотный летательный аппарат.

Новость опубликована в "Сяо янши пин" — интернет-платформе телеканала CCTV, предназначенной для размещения коротких видео. Момент перехвата или обломки беспилотника не демонстрируются. Официальные ведомства Китая никак не комментировали это сообщение.

Но общественное мнение Поднебесной восприняло успех своего лазерного оружия как свершившийся факт. Он широко обсуждается в Сети, а в байкэ — китайском аналоге "Википедии", в статье, посвящённой установке "Бесшумный охотник", появилась запись о боевом применении.

"Важно, это не лазерное оружие, используемое самим Китаем, а лазерное оружие, проданное Саудовской Аравии. Если бы у Соединенных Штатов было [работоспособное] лазерное оружие, они показали бы результаты боя. Причина, по которой американские военные не продемонстрировали лазерное оружие для сбивания вражеских самолетов, показывает, что американское лазерное оружие не использовалось в реальных боевых действиях. Однако лазерный комплекс ПВО "Бесшумный охотник", проданный Китаем Саудовской Аравии, действительно может быть использован в реальных боевых действиях. Это показывает, что Китай намного опережает Соединенные Штаты в области лазерного оружия", — отмечает китайский блогер Чжань Хао.

"Бесшумный охотник" — контейнерная лазерная установка на трёхосном автомобильном шасси. Она обладает очень сильной маневренностью, может быстро развёртываться на поле боя и передислоцироваться после удара по воздушным целям. В результате эта система ПВО при низкой стоимости может служить хорошей защитой от беспилотников и высокоточных боеприпасов противника.

Издание Tactical report ещё в начале марта прошлого года сообщало, что наследный принц Мохаммад Бин Салман Бин Абдель Азиз продолжает укреплять оборонные отношения с Китаем, особенно в области систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и лазерных технологий. В ноябре прошлого года издание Pakistan Defence публиковало спутниковые снимки, подтверждающие размещение "Безмолвного охотника" на нескольких военных базах в Саудовской Аравии. Таким образом, тема лазерного оружия была поднята на фоне знакового визита в Эр-Рияд председателя КНР Си Цзиньпина. Сейчас страны проводят переговоры о расчётах за нефть в национальных валютах.

Си Цзиньпин во время визита в Эр-Рияд(2022)|Фото: скриншот с видео с сайта reuters.com

Противниками китайской системы ПВО, скорее всего, выступили иранские дроны. Однако в данном случае более серьёзный удар пришёлся именно по престижу американского ВПК. Иранские БПЛА (по некоторым данным, "Шахед 136") в сентябре 2019 года ударили по саудовским нефтеперерабатывающим заводам, легко преодолев заслон из систем ПВО американского производства. Сейчас, по некоторым сообщениям, те же аппараты иранского производства успешно применяются на Украине, а киевский режим и его НАТОвские покровители неспособны отражать их атаки.

"Почему арабские страны Ближнего Востока сейчас сотрудничают с Китаем? Они увидели, что сила Китая действительно велика, а соотношение цены и качества оружия хорошее, и это приносит им большую пользу! Соединенные Штаты не могут жить только за счет обмана!" — подчёркивает Чжань Хао.

С другой стороны, с применением "Бесшумного охотника" остаётся много неясного. Явных доказательств успешного применения не представлено, да и ссылки на "источники саудовской стороны" выглядят очень расплывчато. Что именно это за источники и насколько они достоверны — пока непонятно.

"Многие, включая нас и американцев, над этим [лазерным оружием] работают. Но пока это скорее экзотика, реального боевого применения действительно пока не наблюдалось", — рассказал в Накануне.RU главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Владимир Петровский. По мнению эксперта, сообщение об успешном применении лазерной системы ПВО вполне может быть правдой, но само по себе это событие вряд ли изменит баланс сил в регионе.



Павел Мартынов