Аналитика


Сергей Черняховский: Симоньян по поводу отмены дипломов предлагает нелепость
Экспертное мнение | В России

После того, как в РГГУ один из студентов защитил дипломную работу на "удовлетворительно" с помощью нейросети, потратив, по его словам, на это около суток, возникла серьезная проблема — что делать дальше с такими работами? Маргарита Симоньян в своем телеграм-канале пошла на крайние меры — призвала отменить дипломы и кандидатские, написав, что это все "ретроградство и пыль в глаза". Она рассказывает, что писала диплом и в американской школе на "отлично", и в российском вузе тоже на "отлично".

"И ответственно заявляю — способность его написать не может являться даже косвенным показателем успешности завершения многолетнего обучения", — написала Симонян.

Что же нашло на одного из главных пропагандистов страны? Это полная оторванность от реальности или зондирование почвы для следующих шагов в подобном плане? Отмена дипломов и кандидатских — это и есть замена Болонской системе? Своим мнением о ситуации с Накануне.RU поделился доктор политических наук, профессор Сергей Черняховский:

— Что касается написанного диплома с помощью нейросети, то в конечном счете это означает халтурную работу тех, кто проводил и рецензирование работы, и допускал ее на защиту, и госкомиссии. Халтурное отношение ко всем обязанностям появляется в результате приниженного положения преподавателя и труда за практически копеечные зарплаты.

Психонеустойчивые личности из состава Министерства образования, например, считают, что эффективность образования измеряется тем, сколько студентов приходится на одного преподавателя. Как эффективность производства табуреток измеряется тем, сколько табуреток выпустил один рабочий — чем больше, тем лучше, — так и здесь, чем больше студентов на одного преподавателя, тем лучше.

Не первый год уменьшаются нормы времени на прием экзаменов и зачетов. То есть заниматься надо созданием достойного положения преподавателя, достойной оплатой и предоставлением достаточного времени на работу. Чтобы преподаватель, сидя на защите диплома, думал о дипломе, а не о том, что ему нужно бежать куда-то на подработку.

Конечно, в 2000-е годы наращивание формальных критериев сократило научно-творческий потенциал кандидатских и докторских диссертаций, потому что формализация требований привела к тому, что не столь важно, что ты написал, важно то, как это подходит под некие бюрократические правила. Тем не менее, по определению кандидатская работа — это показатель готовности и способности, это квалификационная работа, которая показывает, что человек к исследовательской работе готов и может ее осуществлять.

Докторская работа по критериям и правилам — это работа, которая должна содержать открытие нового направления, новой методологии и вносить существенный вклад в развитие научного знания на данном этапе. Сказать, что такие работы не нужны — это, конечно, нелепость. Даже эти формальные требования к работам осуществляют некое дисциплинирование исследователя. Потому что для выстраивания настоящей исследовательской работы необходима определенная дисциплина ума и научная состоятельность.

Сказать, что это все не нужно — это в конечном счете значит отменить исследования вообще и подменить их шарлатанскими описаниями ситуации с уходом в публицистику.

Обучение должно завершаться некой самостоятельной исследовательской работой. Да, в школе не завершается, но диплом — это, опять же, некая самостоятельная работа, показывающая способность выпускника проводить исследования и систематически излагать свои мысли.

Я думаю, что предложение Маргариты Симонян — это просто публицистические сентенции, отчасти отражающие ту ситуацию, когда происходит формализация защиты дипломов и кандидатских. Но опять-таки вопрос заключается не в том, чтобы их отменять, а в том, чтобы избавлять их от формализации и более ответственно относиться к ним, создавать нормальное положение для тех, кто готовит студентов и принимает у них экзамены.