Аналитика


Отмежевание от РПЦ спустя год: Синод УПЦ заявил о правильности выбранного курса
Общество | В бывшем СССР

Ровно год назад, 27 мая 2022 года, в Киеве прошло собрание епископов, на котором кулуарно были приняты изменения в устав УПЦ о полной самостоятельности и независимости от РПЦ, а накануне в Киеве состоялось заседание Священного Синода УПЦ, который заявил о правильности выбранного курса, более того, подтвердил свою лояльность к нынешнему украинскому режиму, несмотря на все произошедшие за это время с Церковью события. Подробнее — в материале Накануне.RU.

Год назад незадолго до мероприятия было анонсировано собрание верующих, которое по факту оказалось собранием епископов. А после него было вообще подано как "Собор УПЦ". Собором это назвать нельзя было, но этот статус был необходим для того, чтобы внести важнейшие изменения в устав, а именно слова о "полной самостоятельности и независимости", то есть по факту об отмежевании от РПЦ.

Это было шагом к расколу, хотя патриарх Кирилл выразил тогда понимание, что "митрополит Онуфрий и епископат должны максимально мудро сегодня действовать, чтобы не осложнять жизнь своего верующего народа". Священный Синод РПЦ также выразил всемерную поддержку и понимание архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам УПЦ, подвергающейся беспрецедентному давлению со стороны режима.

И накануне вчерашнего Синода УПЦ ходили слухи, что он может даже пойти на приостановление евхаристического общения с РПЦ из-за принятия Бердянской епархии в прямое подчинение патриарху Кириллу. Как сообщалось, собрание священнослужители Бердянской епархии обратилось напрямую к патриарху с просьбой принять епархию "под свой первосвятительский отеческий омофор" из-за того, что митрополит Ефрем покинул епархию. Обращение было поддержано подавляющим большинством голосов — 76 "за" и 5 "против" (94%). Интересно, что это почти в точности совпадает с результатами референдума 30 сентября 2022 года в Запорожской области и, видимо, отражает реальные настроения населения.

Синод РПЦ просьбу удовлетворил с формулировкой "с последующим вынесением данного решения на рассмотрение Архиерейского собора". Нет никаких сомнений, что Архиерейский собор его поддержит.

Синод УПЦ(2023)|Фото: пресс-служба УПЦ

Однако в решении Синода УПЦ вопрос о Бердянской епархии не упоминается. Вместе с тем говорится, что в целом выбранный курс оказался правильным. В постановлении снова говорится о якобы "военной агрессии России", "молитве за украинское государство, его территориальную целостность и наших воинов, ныне борющихся за суверенитет Украины". Это явный реверанс в сторону правящего режима с целью снискать его лояльность.

Попытка безуспешная, но обращает на себя внимание та настойчивость, с которой священноначалие УПЦ ее повторяет. Угроза отнятия Киево-Печерской лавры никуда не делась, в любой момент режим может силой выгнать оттуда монахов. Да и в целом положение Церкви на Украине не оставляет хороших вариантов действий. Приходится выбирать между плохими и еще более ужасными. Священноначалие всеми силами пытается ограничиться каким-нибудь плохим вариантом, не приводящим к непоправимой катастрофе. А приостановление евхаристического общения могло быть одним из них, после которого уже можно было говорить о полноценном расколе. К счастью, до этого дела не дошло.

Чего больше в постановлении Синода УПЦ: искренности или лавирования, — наверное, не знают и сами члены Синода. Но в тексте постановления есть намеки на то, что священноначалие УПЦ не хочет раскола и действует вынужденно, под давлением обстоятельств. Приведем цитату полностью:

"Год церковной жизни засвидетельствовал правильность решений этого Собора Украинской православной церкви, символически состоявшегося ровно в тридцатую годовщину исторического Харьковского Архиерейского собора. Ведь именно на Харьковском соборе впервые в новейшей истории иерархи Украинской православной церкви засвидетельствовали способность общим духовным трудом в благодати Духа Святого находить правильные церковные решения в ответ на сложные сегодняшние вызов".

Речь идет о Соборе 27-28 мая 1992 года, на котором был низложен и запрещен в служении митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко), который уже после этого, понявший, что увести за собой УПЦ в раскол он не сможет, оперативно создал свой "Киевский патриархат". Поэтому упоминание Харьковского собора внушает надежду. Это был Собор, защитивший Церковь.

К каким последствиям приведет собрание епископов УПЦ 27 мая 2022 года, покажет только время. Его статус неясен и сейчас — будет ли это Собором или собранием, положившим дорогу к расколу. В истории Церкви такое бывало не раз: только через много лет после соборов выяснялось, были ли они подлинными соборами или разбойничьими сборищами. И в этом нет ничего удивительного: Церковь верит, что находится под водительским Святого Духа, который открывает людям истину не сразу. И зависит это в том числе от самих людей.

Как оценивать постановление Синода УПЦ о правильности выбранного год назад курса?

Храм УПЦ(2023)|Фото: пресс-служба УПЦ

Протоиерею Андрею Ткачеву, переехавшему с Украины в 2014 году, не нравится происходящее на Украине, но он отмечает, что агрессия направлена "против остатков Русской Церкви" неслучайно.

"Это еще одно свидетельство того, где осталась истинная Церковь, которая противостоит новым "ценностям", — написал он.

Запрещенный на днях в служении клирик Днепропетровской епархии протоиерей Андрей Пинчук, который является сторонником раскола, пишет (негодуя), что многие иерархи УПЦ на самом деле не хотят окончательного разрыва с РПЦ и в случае раскола могут просто уйти в другие поместные церкви, прежде всего в РПЦ. Он заявил, что священноначалие преследует "проукраинских священников". И почти открыто призывает свергнуть священноначалие и поставить тех, кто уйдет в раскол и объединится с другими раскольниками. Фактически это открытый раскольник внутри УПЦ, который не стесняясь говорит об этом. Почему его не запретили раньше — вопрос. К слову, указ о запрещении в служении он не признал.

Редакция "Русской народной линии" обратила внимание на заключительные слова в постановлении Синода УПЦ: "Пусть Всемилостивый Господь поможет всем нам потрудиться ради победы, ради утверждения мира и проповеди любви". То есть на первом месте стоит победа, а только потом мир и любовь. Причем из контекста понятно, что речь идет именно о военной победе Украины над Россией.

"Предстоятель Русской Церкви призывается всех нас к молитве за Святую Русь, за победу над врагами Святой Руси и прекращение междоусобной брани, а члены Синоды УПЦ призывают молиться за украинское государство, которое как раз и раздирает Святую Русь", — подмечает издание.

Православный публицист Александр Вознесенский настроен радикально: он считает митрополита Онуфрия и многих вокруг него раскольниками, которые лишь пытаются удержать то, что есть, чтобы оно не рассыпалось, как карточный домик.

Украинская журналистка Мирослава Бердник тоже возмущена.

"Каждый Божий день новости о том, что где-то с помощью лома и болгарки захватили храм, искалечили православного прихожанина или матушку, разбили голову батюшке, выбросили на улицу малолетних детей... Вот и получается, что та духовная независимость, за которую борется государств, — это независимость от Духа Святого", — написала она.

Интересно, как оценивают происходящее в США. В издании Foreign Policy на днях вышла статья, в которой выражается недовольство тем, что УПЦ не идет на раскол. Хотя прошлогоднее собрание выразило несогласие с позицией патриарха Кирилла, УПЦ не осудила патриарха, а это очень важно. Несогласие — это по сути гражданская позиция, а вот осуждение его действий как предстоятеля РПЦ — это именно церковный бунт, раскол. Без этого в США видят возможность быстрого восстановления нормальных отношений с РПЦ. Видимо, в этом они правы. А раз так, то возможна и нормализация отношений с Россией. У украинского режима сейчас исторический шанс — окончательно порвать с Россией, но это едва ли возможно без духовного разрыва, указывает автор.

Пока что ни у России, ни у РПЦ нет реальных рычагов влияния. Остается только молиться. Потому что от церковного вопроса во многом зависит будущее Русской цивилизации.



Евгений Чернышёв