Аналитика


Новая приватизация: "Эй, государство, у нас американцы деньги забрали, компенсируй!"
Экономика | В России

Разговоры о приватизации после событий 2022 года — как снег на голову. Сильное государство, патриотизм, косые взгляды на "Ельцин-центр", возрождение национального суверенитета везде, где можно, и тем более где нельзя (например, в интернете) — и вдруг на ПМЭФ подхватывают старую песню о главном: государство — плохой собственник.

Во время делового завтрака Сбербанка на Питерском форуме Герман Греф поговорил с главой Минэка Максимом Решетниковым и помощником президента Максимом Орешкиным, которые открыто поддержали приватизацию, сделав оговорку, что речь будет идти о режиме "выход из неэффективно используемых государством активов с пользой и выгодой для государства". Даже были начерчены рукой в воздухе ориентиры, мол, сколько старых советских санаториев разбросано по югу и терпят убытки, ветшают дома отдыха. Вот на что стоит обратить внимание — пусть государство отдаст эти неэффективные курорты. Все согласно кивают головами, нужен ли санаторий Грефу или ему нужен банк?

Вопрос на засыпку — зачем в наше сложное время бизнесу что-то неэффективное? Хочется ведь получать прибыль и побыстрее — значит, нужно купить у государства что-то эффективное. Или мы верим в готовность капиталистов годами вкладывать в старый фонд отдыха миллионы без надежды на прибыль? Частный бизнес изначально, со времен приватизации 90-х, был ориентирован на крупные предприятия, приносящие доход, а что доход не приносит — разобрать "на иголки" и продать. И почему-то никто не подводит итоги предыдущей распродажи 90-х. Непонятно и то, почему самая сильная на свете страна, ведущая борьбу со всем миром, остается в представлении финансистов и свидетелей первой волны — неэффективной. Позволительно ли вообще государству в нынешнее время оставаться плохим собственником?

Деловой завтрак "Сбербанка" на ПМЭФ-2023, Герман Греф(2023)|Фото: ПМЭФ-2023, скриншот трансляции

Экономист Василий Колташов обращает внимание на то, кто заговорил первым о приватизации — информационную кампанию начал Андрей Костин, "у которого банк ВТБ имеет весьма дурную отчетность, то есть знамя борьбы за приватизацию поднял один из наименее эффективных менеджеров".

В беседе с Накануне.RU экономист Никита Кричевский объясняет, почему именно банкиры вдруг начали выступать за распродажу — вслед за Костиным обсуждение на высшем уровне продолжил Герман Греф. По мнению Кричевского, сейчас приватизацию хотят провести с прозаической целью — пристроить триллионы рублей, которые покоятся в крупнейших банках и на руках у 1% населения. По данным АСВ, во втором квартале этого года четверть всех вкладов населения — 9,4 трлн руб. — находилась на 91 тыс. человеко-счетов. При этом мы понимаем, что у одного вкладчика может быть несколько счетов, поэтому в реальности количество вкладчиков "по головам" существенно меньше. По сути, это несколько десятков тысяч человек, у которых сосредоточена четверть всех банковских вкладов. Проценты на 9,4 трлн составляют около 1 трлн в год, так как средняя ставка по ЦБ по долгосрочным вкладам 7,5% годовых.

"Только проценты жрут триллион. А как отбивать эти деньги? Неудивительно, что идею новой приватизации предложил банкир Андрей Костин, его поддержал госфинансист замминистра Моисеев, дальше к этому подключился госбанкир Греф. После этого подключились члены правительства, которые представляют интересы различных вельможных группировок. Поэтому приватизация, конечно, будет. Что будут приватизировать — неважно, но нефть и газ приватизировать совершенно точно не будут. Не для того собирали отрасль 20 лет назад, чтобы отдавать. Но что-то будут приватизировать, да, потому что деньги нужно пристроить", — объясняет Никита Кричевский.

То, что в этих движениях нет логики — только иллюзия, логика очень простая: лишившись внешних рынков и зарубежных счетов, бизнес требует от государства компенсацию за все те логистические проблемы и экономические провалы. Государство будет отдавать натурой? А потому по программам национальных проектов из бюджета начнет снабжать новых собственников своими же средствами. Так разрабатываются планы по продлению высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург до Минска (где Питер и где Минск?). Или обещают вкладываться в новый "курорт" село Завидово. Кстати, о Завидово не пишет только ленивый, там де будет "Диснейленд" и прочие радости туризма. Только вот лето там не как в Красной поляне, а всего два-три месяца. Опять просадят деньги?

"Как будут возвращать деньги, если прибыли не будет? Никого не интересует. А прибыльность не зависит от формы собственности. Не будем далеко ходить, для примера возьмем Сбербанк — что там, форма собственности изменилась? Или "Аэрофлот"? Или возьмем метаморфозу "РЖД", где при Якунине были сплошные убытки, а пришел Белозеров, и компания стала прибыльная. Она как была в собственности, так и осталась. Примеров масса. А с другой стороны, есть "Автоваз" — и что? Есть успехи? Можно посмотреть, или с первого раза не заводится?" — говорит Никита Кричевский в беседе с Накануне.RU.

Есть и другое мнение, Василий Колташов уверен, что целью новой приватизации является передача в частные руки наиболее рентабельных государственных активов, в частности, это касается портфелей акций Сбербанка, Газпрома, Роснефти и так далее. То есть частные ручонки тянутся всюду, где государство получает ренту и где можно эту ренту присвоить.

Экспозиция, посвященная экономическим реформам. Музей Б.Н. Ельцина(2022)|Фото: сайт Ельцин-центра / Елена Володарская

"В принципе, все логично, потому что сторонники приватизации доказывают, что никаких предпринимательских способностей у них нет и никогда не появится. Потому что, если бы у этих людей были предпринимательские способности, то свои деньги они аккумулировали бы в акционерные компании, создали новые продукты, а сейчас появляется возможность для замещения импорта, и выпустили бы акции-облигации этих компаний, поддержали бы российский фондовый рынок. Но они почему-то этого не делают. Вместо этого идут разговоры о том, что надо бы у государства что-то забрать, что-то приватизировать", — говорит Колташов.

Какой был эффект от предыдущих приватизаций — риторический вопрос. Но если придется отвечать, то никакой. Большая часть собственности, перешедшей в частные руки, была просто разрушена и порезана на металлолом на радость иностранным конкурентам, напоминает эксперт. Приватизация является, по большому счету, инструментом разрушения собственности, потому что частные руки в нынешних российских условиях, когда препятствий для вывода капитала за рубеж нет никаких, пытаются просто извлечь все, что можно, по любой цене. Поэтому нам нужна не приватизация, а деприватизация, в особенности военной промышленности, ведь именно там под шумок приватизаторства многое было разрушено и именно в эту сферу направлены сейчас колоссальные вливания от государства. Повод-то есть.

"Приватизация экономике сейчас абсолютно не нужна, к тому же, я бы сказал, что лозунг приватизации вообще сейчас неотделим от поражения России в СВО. Просто органически части одного целого. Если мы хотим победить, то нам нужно сильное государство. Государство с небольшим долгом, нам не нужно увеличивать облигации, а нужно использовать средства Банка России, например, предоставляя ему государственную собственность в аренду в обмен на необходимые правительству суммы для закрытия бюджетных дыр", — говорит Василий Колташов.

Что же предлагает либеральный блок? Чтобы была проведена приватизация, государство продало все, что имеет, и не дай бог не впало "в грех Госплана", о чем и говорили на полях ПМЭФ все от Эльвиры Набиуллиной до Грефа. Слабое государство, если оно продолжает себя считать таковым, будет заменено на внешнее управление, то есть история из 90-х может повториться. Эксперт Василий Колташов напоминает, что не зря именно из либерального лагеря слышались песни о святых и прекрасных 90-х. Верни мне мой 1995-ый?



Александр Назаров