Аналитика


Оптимизм улетучился: Байден объявил Си "диктатором" сразу после визита Блинкена
Политика | За рубежом

Итоги переговоров американского госсекретаря с китайским руководством до сих пор будоражат мировую прессу. Энтони Блинкену удалось встретиться с министром иностранных дел, партийным куратором внешней политики и председателем КНР. После провальных переговоров в Анкоридже и последовавшей за ними долгой паузы это можно было считать успехом. Впрочем, оптимизм быстро пропал.

В оценках ситуации расходятся не только российские и американские, но даже китайские наблюдатели. Одни утверждают, что холодный приём госсекретаря стал демонстративным унижением для Вашингтона, другие отмечают, что на практические шаги в конфронтации с США Поднебесная не пошла. Мы уже писали о "финансовой контратаке" со стороны китайских банков, но она пока не смогла заметно поколебать американские позиции в Азии.

При оценке визита Блинкена возникла перепалка между знаменитыми китайскими публицистами Ху Сицзинем и Сыма Нанем. Ху, бывший главред издания Global Times, считается одним из главных ястребов в китайских медиа. Но он неожиданно опубликовал пост в сойсети "Вэйбо" о том, что Вашингтон легко может развязать войну из-за Тайваня ради выживания Соединённых Штатов, Китай же в войне не на жизнь, а насмерть не сможет победить, так как будут уничтожены обе стороны. Сыма Нань задался встречными вопросами — есть ли в такой ситуации шансы на победу США, как рассчитываются эти шансы? И если сейчас в безвыходной ситуации оказался Китай, то стоило ли лететь за океан американскому чиновнику, а не наоборот?

Главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Владимир Петровский напоминает, что визитов американского госсекретаря в Китай не было с 2018 года: "Это первый визит в КНР представителя администрации Байдена. Американцам это, видимо, было нужно, но Китай даёт понять, что не хочет разговоров ради разговоров".

В марте 2021 года была короткая встреча, но она была по тональности немного другой. Отношения уже обострились, но не до такой степени, как сейчас. Как мы помним, встреча началась с того, что Блинкен и Джек Салливан стали учить политике и жизни министра Ван И и куратора внешней политики по партийной линии Ян Цзэчи, что вызвало достаточно резкую отповедь. Произошла перепалка, причём в публичном поле. Сейчас приехал Блинкен. Переговоры были долгие. Даже председатель Си Цзиньпин его принял, но, в общем, разговор опять был жёсткий и свёлся к набору взаимных претензий.

Энтони Блинкен, Си Цзиньпин(2023)|Фото: REUTERS/Leah Millis/Pool

"Китай рассчитывает на взаимное уважение интересов со стороны Соединённых Штатов, чего, видимо, не наблюдается. Даже на уровне риторики Китай даёт понять, что словесные заверения Соединённых Штатов не подкрепляются реальной политикой. Китай это больше не устраивает, это новая черта. Блинкен ведь заявлял о том, что США не угрожают КНР, военные приготовления якобы не против КНР, что Соединённые Штаты придерживаются принципа "одного Китая". Но Китай не считает, что Вашингтону можно верить. В этом-то вся проблема", — рассказал эксперт в беседе с Накануне.RU.

При этом, как обращает внимание Владимир Петровский, данный визит не был переговорным. Стороны высказали своё видение и разошлись. Но то, что менее чем через сутки после завершения переговоров президент Байден назвал Си Цзиньпина "диктатором", показывает, что визит, видимо, мало что принёс. Китайско-американские переговоры могут продолжиться, сейчас известно о возможном прибытии в КНР спецпосланника по вопросам изменения климата Джона Керра. Но похоже, что о контактах на высшем уровне, о встрече Си Цзиньпина и Байдена или даже о телефонном разговоре между ними в обозримом будущем говорить не приходится. Осторожный оптимизм, возникавший по итогам визита, улетучился после заявления президента США.

И похоже, что Пекину открыт путь в состав "оси зла". Договориться по основополагающим вопросам не получается, и даже "сделка" между Вашингтоном и Пекином по мироустройству маловероятна. Если отказаться от поддержки России Китай хотя бы теоретически может, то пойти на попятную в тайваньском вопросе — уже нет.



Павел Мартынов