Аналитика


Запчастей нет даже для "китайцев": возвращаемся во времена дефицита
Общество | В России

Автопром столкнулся с новой проблемой, а все новое — хорошо забытое старое, но если в советские годы могла быть нехватка запчастей для отечественных машин, то теперь — нет запчастей даже для китайских. Почему так происходит? Одна из причин — перегруз на железной дороге из Поднебесной, большинство деталей доставляются из КНР на поездах. Но есть и еще одна странная проблема — у одних и тех же моделей в одинаковых версиях, но из разных партий, могут быть невзаимозаменяемые части. Чем для России обернулся переход на китайский автопром — читайте в материале Накануне.RU.

Китайские автомобили в рекордные сроки заполнили освободившиеся ниши после ухода западных компаний из России. Только в 2022 году на российском рынке были представлены 119 моделей 39 брендов китайских авто. Машины появились, а запчасти — пропали. Самое страшное, что у этих моделей детали невзаимозаменяемые — китайская головоломка какая-то. Многие автовладельцы столкнулись с невиданным ранее дефицитом. У, казалось бы, новых кроссоверов довольно часто и быстро летят коробки передач, на это жалуются пользователи в сети, через дилерские центры решить проблему не получается, молчит "горячая линия", продавцы игнорируют покупателей — на складах пусто. Детали, конечно, заказывают, но ждать их нужно минимум месяц.

иннопром, китайские автомобили(2015)|Фото:Накануне.RU

Проблема возникла с тремя производителями, которые пришли на рынок только в этом году. Это Jetour, Dongfeng и Tank. Раньше они не поставляли нам машины, поэтому деталей у нас в запасе нет. Например, Jetour — семейный кроссовер, одна из множества дочерних марок Chery, рассчитанный на дальние путешествия с детьми, можно заказать 5-6 посадочных мест.

Впрочем, многие эксперты считают, что перебои с запчастями — это просто "болезнь роста". Алексей Сереженкин, заместитель исполнительного директора "Объединения автопроизводителей России", подтверждает, что объем продаж китайских автомобилей возрос в разы — а точнее, в три-четыре раза.

"Когда возникают проблемы с запчастями, куда обращается автовладелец? Если он обращается в дилерский центр, то это один разговор, они могут заказать ту или иную запасную часть и на нашем рынке, и на любом другом делается. Если это все происходит в рамках дилеров, то могут быть сложности. Но это болезнь роста, — говорит эксперт. — Есть два типа китайских автомобилей: одни автомобили, которые у нас производятся, здесь достаточно контакта с производителем. Вероятно, не будет такой проблемы с "Москвичом".

Но проблемы возникают и у самих дилеров, так как китайцы не ведут электронной базы, каталогизация подводит — заказ делается по номеру, а номера уже поменяли в Китае, и приходит совсем не та деталь, которая нужна. Нет коннекта, клиентоориентированность на нуле, понимания мало — все же китайские марки в основном шли на внутренний рынок и работать с иностранцами там не привыкли в таких объемах. Так Китай радостно вываливается на внешние рынки, для них в России открыто непаханое поле, но пахать его, похоже, еще не научились.

Эксперты отрасли заявляют, что станции техобслуживания заполнены деталями для новых китайских авто на 20-30% и виной тому — перегруженность железнодорожных поставок. В РЖД же говорят, что 98% грузов доставляют в срок. У китайцев своя специфика — меняют конструкцию авто, а сообщать об этом не торопятся, то, что детали не подходят, не их проблема.

Ничего страшного, говорят эксперты, просто если ситуация не изменится, то пользоваться популярностью станут машины, произведенные у нас. Неплохая и довольно простая формула. Но только ничего у нас не производят? К этой проблеме подключился Минпромторг РФ. Там заявляют, что готовы даже помочь в случае подобных проблем. Но самое удивительное, что китайская сторона к Минпромторгу не обращается. Китайцы монополизировали рынок и им плевать на имидж?

иннопром, китайские автомобили(2015)|Фото:Накануне.RU

Неужели пришла пора "гаражных" запасов — со стенами, на которых крепились гайки и винты, все, что может понадобиться? Покупая китайскую машину, видимо, нужно брать и основные запчасти про запас. По крайней мере, к этому готовит вице-президент движения "Автомобилисты России" Леонид Ольшанский: "Придется нашим автовладельцам изучать и создавать каталог взаимозаменяемости, искать неоригинальные детали. Так что покупка китайского автомобиля может превратиться в квест по поиску и подбору запчастей".

Китайцы работают на свой рынок, на европейский их не пускают — они бы его уничтожили. А в Россию теперь они поставляют что хотят и как хотят, конкурентов нет и за нарушения правил хорошего тона здесь им ничего не будет. Не хотите — не кушайте, как говорится. И нам приходится это проглотить?



Александр Назаров