Аналитика


Беспилотникам везде дорога. БПЛА — отрасль с перспективами, но пока без кадров
Экономика | В России

Первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что Россия готова к запуску отрасли беспилотных авиационных систем: правда, пока на уровне образцов, но "у нас есть практически вся линейка", за исключением отдельных компонентов. А от опытных образцов до запуска в производство — один шаг или больше? А если 80% компонентов импортные? Как будет регулироваться гражданская беспилотная авиация, где взять 100 тысяч операторов и готово ли производство к запуску новой отрасли — разбиралось Накануне.RU.

Национальный проект "Беспилотные авиационные системы", разработанный по поручению президента, должен быть утвержден 1 сентября 2023 года. Что касается финансирования, то на 2024-2026 годы выделят более 300 млрд руб.: 48 млрд руб. — на 2024 год, 117 млрд руб. — на 2025 год и 148 млрд руб. — на 2026 год. На образовательном интенсиве "Архипелаг-2023" в Новосибирске Андрей Белоусов рассказал, что в следующем году в России планируют выпустить 18 тыс. крупных и средних беспилотников и еще десятки тысяч небольших. Вице-премьер сказал, что сегодня Россия уже готова к официальному запуску и развитию новой отрасли беспилотных авиационных систем. Всего беспилотники производят порядка 70 отечественных компаний, 20 из них — крупные. Есть полная линейка отечественных беспилотников — правда, это всего лишь образцы. Но образцы соответствуют мировому уровню.

В беседе с Накануне.RU гендиректор компании по производству БПЛА "Эйрбург" Сергей Евдокимов подтверждает: на уровне Правительства все готово к запуску новой отрасли, приняты все решения, которые позволяют работать быстро.

"Все то, что появляется в виде экспериментальных образцов, если находит подтверждение и одобряется потребителями, то от запуска экспериментального образца до серийного производства — минимальная дорога, — говорит Сергей Евдокимов. — Нам не требуются формализованные процедуры, которые были ранее необходимы и занимали до года, теперь все эти процедуры занимают меньше месяца. Все решения приняты, они все доведены до нас, мы работаем по документации главного конструктора — прямо завтра".

Сегодня работает большое количество экспертных сообществ, которые мгновенно оценивают все, что создается разными организациями.

"То есть мы показали образцы, подвигались в воздухе, на воде или еще где-то, они говорят — супер, вот здесь чуть-чуть переделать и мы будем покупать. И мы можем через две недели приехать в организацию, которая будет заключать с нами договор на приобретение. Все бюрократические препоны на данный момент отсутствуют", — рассказывает Сергей Евдокимов.

Беспилотники создаются в разных регионах страны, но, как говорит в беседе с Накануне.RU директор практики "Машиностроение и технологии" Strategy Partners Роман Тиняев, учитывая ограничения, связанные с проведением СВО, скорее можно говорить о пилотных зонах для запуска отрасли БАС. Да и дальнейшее сокращение сроков бюрократических процедур все-таки необходимо.

"Понятно, что в составе этих дронов есть импортные комплектующие, но заместить импорт на 100% не всегда возможно и не всегда экономически целесообразно. В остальных направлениях потребуется обкатка и упрощение процедур: поэтапное снижение сроков сертификации типовой конструкции, упрощение процедуры получения разрешения на использование воздушного пространства над населенными пунктами и т.д., а также развитие инфраструктуры для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов", — говорит Тиняев.

Проект о конвертации ТЦ в серийное производство беспилотников(2023)|Фото: Telegram-канал "NerV" / t.me/KaskadNerv

Еще один важный момент — единого оператора для беспилотной авиации не будет, по словам Андрея Белоусова, это обосновано вопросами конкуренции. Но все же должны быть единые правила для полетов? А пока и их нет. Минтранс создает цифровую платформу для доступа к воздушному пространству. Предполагается, что запуск и посадка будут организованы с помощью аэронавигационной карты. Необходимость в беспилотниках есть не только в грузоперевозках, дроны можно использовать в сельском хозяйстве, строительном надзоре, создании геопространственных баз данных.

Но кто будет управлять дронами? В Росавиации заявили о потребности в 100 тыс. операторов беспилотников.

"В Росавиации заявили о потребности в 100 тыс. операторов беспилотников. Когда я много раз говорил, что в Китае больше 10 лет готовят таких специалистов в вузах (!), многие лишь посмеивались. Ну и как, горькими оказались смешочки?" — пишет в своем телеграм-канале экономист Никита Кричевский.

Вопрос по кадрам как раз тяжеловат, соглашается эксперт Накануне.RU Сергей Евдокимов, если говорить о гражданском направлении, которое взрывным образом начинает развиваться, то этот вопрос не решен. Для беспилотной авиации нет училищ, а нужны именно специализированные училища.

"Нам операторов нужно учить в каких-то колледжах, которые уже существуют, или в каких-то вузах, которые уже существуют? Мне почему-то кажется, что это не совсем так. Это должны быть специализированные организации, как все гражданские училища, которые готовят гражданских пилотов. Но они же специализированные, они же абсолютно другими вещами занимаются, они готовят только гражданских пилотов на учебных самолетах. Должны быть созданы точно такие же специализированные учреждения, а их у нас нет пока ни одного. Поэтому процветает любительство", — говорит Евдокимов.

Оператор дрона — это новая профессия, подготовку кадров нужно начинать со школьных программ профильного образования, говорит в беседе с Накануне.RU Роман Тиняев. Это необходимо для того, чтобы школьники, которым интересна авиация и новые технологии, уже в старших классах могли овладеть профессией.

"Конечно, должны быть специальные программы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Ежегодно из российских школ выпускается около 700 тыс. человек, если хотя бы 5% из них получат специальное образование, то за несколько лет это позволит сформировать необходимый кадровый резерв", — говорит эксперт.

беспилотник ЦАГИ дрон БПЛА(2019)|Фото:Пресс-служба ФГУП "ЦАГИ"

Более серьезный вопрос — правила полетов. Без них нельзя даже начинать думать об образовательных программах. А эти правила для новой отрасли нужно еще создавать. Минпромторг сейчас близок к тому, чтобы провести классификацию беспилотных судов, только этим летом вышло несколько документов, регулирующих то, как будут эксплуатировать беспилотные летательные аппараты.

"Учиться без созданных правил бессмысленно. Все беспилотные суда будут гражданскими, возникает вопрос — они будут работать в выделенных воздушных коридорах или будут летать в общих воздушных коридорах? Затем они должны быть оснащены передатчиком данных, и оператор перед стартом беспилотного аппарата эти данные должен "забивать". Все же знают: в пилотируемой авиации есть флайрадары, а у беспилотников-то нет. Чтобы рядом летящий гражданский самолет точно знал, что рядом летит беспилотный. Правила управления воздушным движением и в пилотируемой авиации очень сложно создавались, годами, а в беспилотной будет еще сложнее", — уверен Сергей Евдокимов.



Елена Рычкова