Аналитика


Экономика России в тумане статистики
Экономика | В России

В последнее время я неоднократно вспоминал о таком российском ведомстве, как Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Мне это ведомство напоминает Министерство правды из романа "1984" Джорджа Оруэлла. В романе английского писателя Министерство правды занималось вопросами информации. Оно создавало такую информацию, которая была нужна партии и ее вождю — Большому брату. Информация либо создавалась с "чистого листа", либо рождалась в результате переделки старой информации (так называемая "переделка прошлого"). Одним из видов информации, с которым работало Министерство правды, была статистика. В первую очередь экономическая.

Главный герой романа Уинстон Смит работает в Министерстве правды. Время от времени ему приходится создавать новую статистику или переделывать старую. Поначалу наш герой сомневался, что он поступает правильно, "корректируя" статистику. Но со временем угрызения совести стали уходить, Уинстон понимает, что ему приходится менять одну ложь на другую; уже изначально в цифрах не было никакой правды: "А в общем, думал он, перекраивая арифметику министерства изобилия, это даже не подлог. Просто замена одного вздора другим. Материал твой по большей части вообще не имеет отношения к действительному миру — даже такого, какое содержит в себе откровенная ложь. Статистика в первоначальном виде — такая же фантазия, как и в исправленном. Чаще всего требуется, чтобы ты высасывал ее из пальца".

Вот и продукция нашего Росстата нередко вызывает вопросы. Часто возникает подозрение, что статистика этого ведомства — и первоначальная, и исправленная — может быть охарактеризована словом "фантазия". Я об этом недавно размышлял в своих статьях: "Статистика как иная реальность. Роман "1984" и современная Россия" и "Росстат демонстрирует чудеса "корректировок". Министерство правды "отдыхает"".

Но на обсуждении поднятых вопросов ставить точку еще рано. Появилась дополнительная информация, дающая пищу для размышлений по поводу фантазийной деятельности Росстата. На днях на глаза мне попался следующий весьма объемный (более 300 страниц) документ Счетной палаты РФ. Осенью прошлого года СП начала проверку деятельности территориальных органов Росстата, которые осуществляют непосредственный сбор статистической информации от всех организаций, которые, согласно российскому законодательству, обязаны такую информацию представлять.

Коллаж, экономика, промышленность, рост(2022)|Фото: Накануне.RU

Причем проверка касалась, на первый взгляд, достаточно частного вопроса. Была поставлена задача проверки того, как Федеральная служба государственной статистики выполняет свои обязанности администратора доходов федерального бюджета. Не ахти какие бюджетные доходы находятся в ведении Росстата.

  1. Это, во-первых, доходы от оказания самим Росстатом платных услуг разным организациям (как можно понять из документа, организации обязаны предоставлять разнообразную статистическую информацию, а территориальные органы Росстата оказывают организациям платные услуги, без которых организации не могут предоставить необходимую качественную статистическую информацию).
  2. Во-вторых, доходы в виде штрафов за административные правонарушения разных организаций в части предоставления первичной статистической отчетности и иной информации.

Итак, проверка затронула, если так можно выразиться, только один небольшой кусочек деятельности территориальных органов Росстата. И в этом кусочке, как в капле воды, отразились многие недостатки (самое мягкое слово) деятельности Росстата. Судите сами.

Всего в проверяемый период (2020—2021 гг. и 9 месяцев 2022 г.) администрируемые Росстатом доходы лишь ненамного превысили один миллиард рублей. При этом доходы Росстата от оказания платных услуг составили 976 млн рублей, в том числе:

Поступления от административных штрафов в указанный период составили 147 млн рублей:

Но, может быть, стоит радоваться тому, что суммы штрафов на фоне грандиозных массивов первичной статистической информации столь малы? Наверное, работа по сбору первичной информации налажена, а нарушения составляют лишь небольшое исключение.

Если бы! Как выяснила Счетная палата, нарушений громадное количество. И дело даже не в том, что в первичной информации содержатся какие-то неточности или ошибки. И даже не в том, что организация могла не уложиться в определенные законом сроки предоставления информации.

Оказалось, что многие организации просто игнорируют свои обязанности, вытекающие из Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". А территориальные органы Росстата не штрафуют должным образом нарушителей и не добиваются получения в полном объеме необходимых данных.

Из доклада Счетной палаты следует, что обязанность по предоставлению статистической информации не исполнена в 2020 году 3.243.298 респондентами (43% от общего количества респондентов, имеющих данную обязанность), в 2021 году — 3.430.359 респондентами (27,5 %), за 9 месяцев 2022 года — 1.736 088 респондентами (27,4 %). Если экстраполировать первую половину нынешнего года на весь 2023 год, то получится количество респондентов-нарушителей, даже превышающее прошлогодний показатель.

В ходе проверки выяснилось, что Росстат имеет не очень четкое представление о том, сколько вообще должно быть респондентов. В его электронной Единой системе сбора, обработки, хранения и представления статистической отчетности (ЕССО), через которую собираются отчеты, значатся одни цифры, а по запросу Счетной палаты выдаются другие. Так, согласно ЕССО, в 2021 году ежегодные отчеты должны были предоставить 10,8 млн респондентов, а в справке для Счетной палаты значится 11,7 млн; в 2022 году — соответственно 6,3 млн и 6,7 млн респондентов.

Росстат почти бесстрастно взирает на подобные нарушения. Так, в 2021 году им было рассмотрено было только 17.908 дел, то есть всего 0,52% от указанного количества правонарушителей. Поэтому и сумма штрафов получилась весьма хилая — всего лишь 56 млн рублей (речь идет о фактически уплаченных штрафах; начисленная сумма штрафов были несколько больше — 139 млн руб.).

Выступая на коллегии Счетной палаты, аудитор А.Н. Батуркин, который курировал проверку Росстата, отметил: "С учетом того, что минимальный размер штрафа за непредставление статистических данных составляет 20 тыс. рублей, потенциальная сумма наложенных штрафов за 2021 год могла составить более 60 млрд рублей. По факту же размер наложенных штрафов составил в 2021 году 139 млн рублей, из которых оплачено 57 млн рублей (видимо, уже после публикации отчета был уплачен еще один миллион рублей, — В.К.)".

Коллаж, правительство, экономика, санкции(2022)|Фото: Накануне.RU

Впору штрафовать само статистическое ведомство за то, что оно "мышей не ловит".

Конечно, несравненно более серьезной проблемой для страны является не сумма недополученных штрафов, а гигантские массивы недополученной статистической информации. Тот же А.Н. Батуркин в своем выступлении отметил, что "неполный объем данных, используемых для составления официальной статистической отчетности, может негативно влиять не только на ее достоверность, но и на эффективность решений, принимаемых на ее основе". Еще как может влиять.

Если более четверти организаций, обязанных сдавать информацию в Росстат, ее не сдают, то составить представление о том, что происходит в стране, каковы тенденции ее развития и где находятся "узкие места", очень сложно. А, может быть, и невозможно. Ведь, помимо всего, надо иметь в виду, что миллионы респондентов, которые формально информацию сдали, могли где-то ошибиться, а где-то и сознательно слукавить. До этой, "качественной" стороны вопроса у аудиторов Счетной палаты руки просто не дошли.

Кто-то в социальных сетях уже прокомментировал результаты проверки Росстата следующим образом: страна находится "в полном информационно-статистическом тумане".

Очевидно, что при такой, с позволения сказать, "организации" статистического наблюдения за экономикой, ею очень сложно управлять. Это все равно, что управлять автомобилем при "нулевой видимости" на дороге. Можно и в катастрофу попасть. Или уехать не туда.

Валентин Катасонов